Андрей Ренниковъ. Человѣка жалко

Когда встрѣчаешь въ совѣтскихъ изданіяхъ очередные доносы незнакомыхъ мелкотравчатыхъ авторовъ, испытываешь только обычное презрительное отношеніе, безъ особой грусти и жалости.

Ну, что-жъ…. Люди стараются. Одинъ, быть можетъ, выслужиться хочетъ; другой, можетъ случиться, и впрямь искренній охранитель совѣтскихъ началъ.

Но какъ тяжело встрѣтить подъ подобнымъ доносомъ знакомую подпись, имя пріятеля, котораго зналъ вполнѣ приличнымъ, европейски-образованнымъ человѣкомъ и который вдругъ пошелъ по той же проклятой дорожкѣ:

Передъ Сталинымъ разсыпается мелкимъ бѣсомъ.

Доносы пишетъ.

Конкурентамъ старается подставить соціалистическую ножку.

Профессора харьковскаго университета Е. Г. Кагарова я звалъ съ ранняго дѣтства. Вмѣстѣ кончили гимназію, вмѣстѣ университетъ. По окончаніи оба готовились къ профессорскому званію, намѣреваясь стать великими учеными… И помню, съ какимъ презрѣніемъ относились мы въ тѣ университетскіе годы къ мохнатымъ звѣроподобнымъ соціалистамъ, которые являлись на лекціи только въ дни забастовокъ, когда нужно было подбросить стклянку для отравленія воздуха или вышибить запертую дверь главнаго университетскаго входа.

Мы съ Женькой называли всѣхъ этихъ молодцовъ — «контракта», отъ латинскаго слова «сволакивать». Въ присутствіи ихъ говорили другъ съ другомъ всегда по-латыни, чтобы недоучки эти не могли ни слова понять изъ нашей бесѣды.

Женька сейчасъ же послѣ государственнаго экзамена сталъ готовить диссертацію «О начаткахъ религіи древней Греціи». Носился съ Эдвардомъ Мейеромъ, съ Карломъ Мюллеромъ, съ Круазе, Тейлоромъ. Перерылъ всю университетскую библіотеку, отыскивая «блестки» для ссылокъ и для библіографическаго указателя въ концѣ диссертаціи. Когда почти вся книга была готова, онъ пришелъ какъ-то ко мнѣ, заявилъ съ гордостью:

— Всѣ источники использованы, даже испанскіе!

И добавилъ затѣмъ, чуть-чуть грустно:

— Вотъ только не знаю, что написать въ заключеніе и во введеніи. Своихъ выводовъ для заключенія никакъ не могу сдѣлать. А во введеніи обязательно нужно подпустить что-нибудь о религіозномъ чувствѣ вообще, хотя я самъ религіознаго чувства никогда не испытывалъ. Разскажите-ка, кстати, въ двухъ словахъ: въ чемъ заключается религіозный экстазъ?

***

Прошло почти двадцать пять лѣтъ. Имя Кагарова до сихъ поръ связано у мена съ преклоненіемъ передъ европейскими авторитетами. Кого только Женька не боготворилъ: Нибура, Момзена, нѣсколькихъ Мюллеровъ, нѣсколькихъ Мейеровъ, Бауера, Вундта, Рейнака, Круазе, Ратцеля… И вдругъ, на дняхъ, въ «Красной Газетѣ» отъ 13-го іюля читаю:

«Е. Катаровъ. Прорывъ на фронтѣ теоріи національнаго вопроса».

Въ текстѣ — полемика съ двумя авторами — Н. Шаповаловымъ и В. Глухенко. И вотъ какъ почтенный профессоръ Е. Катаровъ, мой милый другъ Женя, аргументируетъ, полемизируя:

«Въ этой тирадѣ Н. Шаповалова насъ прежде всего поражаетъ полное игнорированіе сочиненій В. И. Ленина и И. В. Сталина по національному вопросу. Неужели Шаповалову неизвѣстно, что еще въ 1913 году въ статьѣ, написанной въ Вѣнѣ, И. В. Сталинъ далъ блестящее и исчерпывающее опредѣленіе понятія «нація», знаменитую формулу «націи»?

«Нечего и говорить, — продолжаетъ Женя дальше, — что все путанное пониманіе націи у Шаповалова весьма далеко отъ стройной ленинско-сталинской концепціи и представляетъ шагъ назадъ въ разработкѣ проблемы».

«Столь же неубѣдительны и нѣкоторыя положенія В. Глухенко «Къ вопросу о націи и ея генезисѣ…» Здѣсь еще разъ приходится вспомнить ученіе И. В. Сталина о природѣ націи, воплощенное имъ въ краткихъ, четкихъ, словно удары молота, стальныхъ періодахъ его знаменитой статьи «Марксизмъ и національный вопросъ».

***

25 лѣтъ тому назадъ я не понялъ какъ слѣдуетъ, почему у Жени въ диссертаціи не хватило собственнаго введенія и собственнаго заключенія. Думалъ, что просто человѣкъ очень торопится, чтобы пройти въ европейскіе геніи.

Но вотъ теперь отлично все понимаю.

Собственныхъ заключеній у бѣднаго Жени, какъ видно, никогда вообще не было. За всю его жизнь.

А отсутствіе религіознаго чувства, должно быть, уже тогда являлось введеніемъ къ нынѣшнему полному упраздненію его сбивчивой совѣсти.

А. Ренниковъ.
Возрожденіе, № 2248, 29 іюля 1931.

Views: 28