А. Ренниковъ. О мартобрѣ

Желая окончательно порвать связь съ предшествующей Россійской исторіей, Совнаркомъ рѣшилъ къ десятилѣтію своего существованія провести радикальное мѣропріятіе:

Переименовать календарь.

Сдѣлать такъ, какъ было у настоящихъ господъ — у французовъ въ эпоху Великой революціи.

Нововведеніемъ, сравнительно съ французскимъ революціоннымъ календаремъ, у большевиковъ будетъ, однако, слѣдующее: чтобы въ Совѣтской Россіи не повторились непріятный Термидоръ и опасный Брюмеръ, мѣсяцы предположено назвать не по погодѣ и по ландшафту, а въ честь великихъ октябрьскихъ дѣятелей.

Чтобы имена послѣднихъ запечатлѣть навѣки. «Да вѣдаютъ потомки инославныхъ»…

Проектъ названій пока держится въ строгомъ секретѣ. Неизвѣстно даже, объявятъ ли по данному предмету конкурсъ или просто поручатъ составить календарь Луначарскому и Демьяну Бѣдному.

Но уже и теперь мы можемъ съ нѣкоторой долей вѣроятности предположить, какъ будутъ звучать совѣтскіе мѣсяцы и дни недѣли.

Октябрь, очевидно, — Ульябрь.

Апрѣль — Нахамкѣль.

Май — Коллонтай.

Августъ — Гепеустъ… [1]

И дни недѣли соотвѣтственные:

Вмѣсто воскресенья — Джугашвилье. [2] Вмѣсто понедѣльника — Рыкодѣльникъ. Вмѣсто пятницы — Пятаковица.

Изъ офиціальныхъ учрежденій, вѣдающихъ рожденіемъ или смертью гражданъ, можно будетъ въ случаѣ надобности получать такія выписки:

«Октябрина, она же по декрету 4711 Ульябрина, рождена въ 2 часа 30 минутъ въ Буденникъ 19-го Свердлюня 9-го года отъ построенія Новаго Міра».

Или:

«Дано сіе рабфаковцу Металлу, онъ же Академъ, скончавшемуся въ ночь съ Апфельботы на Джугашвилье 3-го Володарта».

Пожалуй, на первыхъ порахъ россійскому населенію будетъ и трудновато оріентироваться въ новомъ обозначеніи времени. Какъ-никакъ, необходимо переучивать многое: и что тяжелый день теперь приходится не на пятницу, а на Пятаковицу, и что опохмеляться слѣдуетъ въ Рыкодѣльникъ, а не въ понедѣльникъ.

Но послѣ того, какъ въ Россіи безъ протеста прошли всѣ переименованія пространствъ, развѣ можно ожидать, что какое-либо противодѣйствіе вызоветъ переименованіе времени?

Области, города, улицы — новые… Теперь и мѣсяцы съ днями недѣли будутъ такими же. Даже гораздо гармоничнѣе для міровоззрѣнія: жить на проспектѣ Красныхъ Зорь и знать, что на дворѣ стоитъ не устарѣвшій декабрь какой-то или ноябрь, а морозный пролетарскій Радекабрь или дождливый Луначабрь.

Вотъ единственно для кого новый календарь можетъ представить серьезную опасность и вызоветъ острое недовольство, это — въ средѣ иностранцевъ-концессіонеровъ.

Новыя-то названія выучить не трудно, можно. Но что если съ мѣсяцами начнетъ происходить такое-же шатаніе, какъ съ городами?

Вѣдь извѣстно, какіе тяжелые кризисы названій пережилъ Елизаветградъ, постановленіемъ харьковскаго Совнаркома переименованный сначала въ «Зиновьевскъ», а затѣмъ изъ Зиновьевска въ «Красноградъ».

Если для города, имѣющаго опредѣленный пье-та-терръ, [3] подобное положеніе непереносимо, то что сказать о дняхъ недѣли и мѣсяцахъ, которые въ нѣкоторомъ родѣ висятъ въ воздухѣ и ни на что осязательное не опираются?

Заключитъ, напримѣръ, Гарриманъ условіе съ Совѣтами до Рыкодѣльника 4-го Луначабря 1928 года. И вдругъ полетѣлъ Рыковъ, полетѣлъ Луначарскій, пришла къ власти Оппозиція…

И отъ даты договора не осталось ничего.

Доказывай, что марганецъ твой!

Или не понравится супругѣ Радека зимній мѣсяцъ Радекабрь, и Совнаркомъ согласится перенести мужа на лѣто, напримѣръ, на Радекюль.

Москвѣ полъ-бѣды. Радекюль, Радекабрь… Привыкнувъ къ поприщинскимъ мѣрамь, населеніе кое-какъ приспособится.

А концессіонеры-нѣмцы? А англичане? Выдержатъ ли?

Постоянное шатаніе календаря, новыя переименованія мѣсяцевъ, подобныхъ Елизаветграду, такъ должны подѣйствовать на ихъ сознаніе, доведутъ ихъ до такого отчаянія, что Виртъ броситъ, въ концѣ концовъ, всю свою виртшафтъ на Мологѣ, Гарриманъ оставитъ рудники въ Чіатурахъ… И побѣгутъ вслѣдъ за ними другіе концессіонеры, не безъ основанія опасаясь послѣдняго трюка:

А вдругъ переименуютъ, вслѣдъ за пространствомъ и временемъ, и ихъ самихъ, концессіонеровъ… И затѣмъ прикажутъ:

— Весь полученный доходъ сдать немедленно въ казну СССР.

А. Ренниковъ.
Возрожденіе, №629, 21 февраля 1927.

[1] Т. е. сотрудникъ ГПУ.

[2] Недѣля у насъ въ Россіи, какъ и въ нѣкоторыхъ странахъ Запада, начинается съ воскресенья. Еще въ совѣтскихъ календаряхъ начала 1930-хъ первымъ днемъ недѣли показано воскресенье.

[3] Мѣстоположеніе.

Views: 26