А<лександръ> С<алтыковъ>. Каждый День. 17 сентября 1930.

Вернусь къ полученному мною изъ Лондона письму, о которомъ писалъ намедни. Я указалъ, что отмѣченныя моимъ корресподентомъ жалобы евреевъ, поляковъ и финляндцевъ на «великорусскій московскій націонализмъ», глубоко несправедливыя въ отношеніи имперской Россіи XѴIII и первой половины XІX вѣка, являлись въ значительной мѣрѣ оправданными — въ отношеніи Россіи послѣднихъ десятилѣтій, т. е. того періода, когда она, въ сущности, сама отказалась отъ Имперіи и, утвердивъ приматъ этнической «русскости», стала постепенно превращаться въ псевдо-Имперію и даже контръ-Имперію. Это превращеніе сказалось рѣзче всего въ отношеніи къ евреямъ, что и объясняетъ подчеркиваемую моимъ корреспондентомъ роль ихъ въ распространеніи въ мірѣ антипатіи къ Россіи.


Конфликтъ еврейства съ псевдо-Имперіей, еврейства, понимаемаго, разумѣется, не въ смыслѣ «широкихъ массъ» его (эти массы, въ сущности, не принимали въ немъ почти никакого участія), но въ смыслѣ лишь отдѣльныхъ его тенденцій — этотъ конфликтъ и послужилъ однимъ изъ существенныхъ ферментовъ ея разложенія. Но слѣдуетъ особо подчеркнуть, что этотъ конфликтъ былъ конфликтомъ именно съ псевдо-Имперіей, а отнюдь не съ исторической ея идеей, вполнѣ совпадавшею съ историческими же уклонами русскаго еврейства.


Въ этомъ контекстѣ напрашивается вопросъ о роли еврейства въ русской революціи, или, точнѣе, въ революціонномъ движеніи. Надо имѣть совершенно короткую память, чтобы утверждать, какъ это дѣлаютъ многіе, что революцію у насъ «сдѣлали евреи». Евреи примкнули къ революціонному движенію очень поздно. Лишь къ концу семидесятыхъ годовъ начинаютъ въ немъ принимать участіе — отдѣльные, весьма немногочисленные, евреи. Болѣе дѣятельное участіе ихъ проявляется лишь со времени основанія Бунда. Между тѣмъ революціонныя идеи вполнѣ созрѣли въ русской интеллигенціи уже въ концѣ сороковыхъ годовъ (1847 годъ — дата извѣстнаго письма Бѣлинскаго къ Гоголю). Еврейская интеллигенція революціонировалась — лишь по мѣрѣ сліянія ея съ интеллигенціей русской. И исключительно въ тѣхъ своихъ частяхъ, которыя находились въ тѣсномъ контактѣ съ рускимъ движеніемъ. Оно шло не отъ евреевъ къ русскимъ, но наоборотъ. Впрочемъ, вообще можно сказать, что еврейскую интеллигенцію объинтеллигентила — интеллигенція русская.


Но правда и въ томъ, что, разъ заразившись революціоннымъ ядомъ, еврейство испытало на себѣ, можетъ быть, наиболѣе бурное его дѣйствіе. Многое содѣйствовало этому, — въ частности, и то, что само еврейство переживало, какъ разъ въ тѣ самыя революціонныя десятилѣтія, свою внутреннюю революцію: возстаніе дѣтей противъ отцовъ. И поэтому, поскольку справедливо, что интеллигенція является «безпочвенною», особенно безпочвенною оказалась въ Россіи — интеллигенція еврейская… Но все это не должно насъ отклонять отъ наиболѣе дѣйственнаго центра всего вопроса. Онъ заключается, на мой взглядъ, въ томъ, что все наше революціонное движеніе — а, значитъ, и революціонизмъ еврейства — были не столько причиною, сколько послѣдствіемъ имперскаго разложенія. Они болѣе всего питались именно тѣми перерожденіемъ и потускнѣніемъ имперской идеи, о которыхъ я говорилъ выше и которыя проявились въ цѣломъ рядѣ весьма дѣйственныхъ измѣненій самой живой практики имперской власти, переживавшихся особенно болѣзненно именно евреями.


Что касается нашей исторической имперской идеи, то она ни въ чемъ не противорѣчила ни интересамъ, ни чаяніямъ русскаго еврейства. Наоборотъ, она шла навстрѣчу, широко ихъ осуществляла и таила въ себѣ всѣ возможности еще болѣе полнаго ихъ осуществленія. И съ другой стороны: еще въ 1863 году, въ годину польскаго возстанія, евреи, т. е. именно еврейскія массы, чрезвычайно ярко проявляли свое имперское чувство… Но для меня несомнѣнно, что и въ будущемъ евреи окажутся крупнымъ факторомъ имперскаго единенія, имперскаго возсозданія Россіи. Болѣе умные евреи всегда понимали необходимость для нихъ Имперіи и свою тѣсную связь съ ней. Болѣе того: если пристально вглядѣться въ русское еврейство, какъ оно сложилось исторически въ теченіе двухъ вѣковъ Имперіи, то обнаружится, что и само оно было, въ весьма большой степени, — продуктомъ и функціей Имперіи. Глубокая мудрость заключена въ шутливыхъ словахъ на дняхъ напечатанной главы повѣсти Тэффи: «не въ томъ дѣло, что еврей, а въ томъ, какой еврей; если польскій, — одно, если американскій, — другое»… Въ томъ-то и дѣло, что русскіе евреи суть именно русскіе, а не какіе-либо иные…

А. С.
Возрожденіе, №1933, 17 сентября 1930.

Views: 34