А. Яблоновскій. Волчьи ягоды

Волчьи ягоды

Когда Кіевъ завоевалъ доблестный бухгалтеръ Петлюра, его правой рукой былъ австрійскій офицеръ Коновалецъ.

Вмѣстѣ они такъ украинизировали городъ, что даже французскій писатель Поль де-Кокъ, какъ говорятъ, былъ передѣланъ въ «украинца» и назывался Павло Півень.

Одновременно съ Поль де-Кокомъ объявленъ былъ «украинцемъ» и кіевскій князь Ярославъ Мудрый, а дочь его Анна, — впослѣдствіи французская королева, — называлась не иначе, какъ Ганна.

Ужъ и не знаю, право, какіе доводы придумалъ «историкъ» Грушевскій въ пользу малороссійскаго происхожденія Ярослава.

Не берусь точно такъ же судить, для чего, съ какой цѣлью было совершено это смѣлое похищеніе чужого князя, да еще такого древняго.

Но такъ какъ Ярославъ написалъ не «Украинскую правду», а «Русскую Правду», то приходится, очевидно, заключить, что кіевскій князь былъ «перевертень» и что, стало быть, Грушевскій укралъ князя безъ всякой для себя пользы, а скорѣе даже во вредъ.

—     Какой же это «украинецъ», который «Русскую Правду» написалъ?

Но какъ ни смѣшна была эта глупая работа глупаго австрійскаго офицера (а вмѣстѣ съ нимъ и всѣхъ австро-нѣмецкихъ шпіоновъ, хлопотавшихъ объ украинизаціи), однако въ работѣ этой явно чувствовалось злое намѣреніе — оторвать малороссійскій народъ отъ русской культуры.

Это была главная цѣль и главное устремленіе насильственной украинизаціи.

Сотни лѣтъ два родственныхъ народа общаго корня вмѣстѣ работали и вмѣстѣ создавали культурныя цѣнности.

Эта общая культура сроднила и спаяла ихъ такимъ нерушимымъ цементомъ, что два народа слились въ одно цѣлое и стали однимъ народомъ.

Но для украинизаторовъ именно это и было невыносимо.

Любой цѣной они рѣшили оторвать малороссійскую вѣтку отъ русскаго дерева и воткнуть ее хоть въ чужую землю (въ нѣмецкую, австрійскую или польскую), — но лишь бы вѣтка росла отдѣльно.

Отсюда началось безсмысленное, бѣшеное и до неистовства наглое гоненіе на русскую культуру. Австрійскіе шпіоны, работавшіе въ Кіевѣ, называли Толстого «старымъ порнографомъ» и отказывали русскому народу даже въ славянскомъ происхожденіи.

— Славяне — это мы, Коновалецъ съ Петлюрою, а русскіе — татарчуки.

Эта вакханалія, происходившая въ «матери городовъ русскихъ» длилась нѣсколько мѣсяцевъ.

Но когда Петлюру выгнали, то гг. на родные комиссары сочли для себя полезньімъ принять его политическое наслѣдство и, подъ водительствомъ товарища Чубаря, стали добивать русскую культуру на Украинѣ.

Теперь и въ Кіевѣ, и въ Харьковѣ и въ Одессѣ русскій языкъ считается «иностраннымъ» языкомъ. Русскія школы закрыты. Русскіе учителя изгнаны. Русская профессура обращена въ бѣгство.

Этотъ успѣхъ насильственной украинизаціи принялъ сейчасъ такіе размѣры, что даже комиссары испугались и стали уже бить отбой.

Такъ, въ засѣданіи ЦИК-а СССР, товарищъ Ларинъ доложилъ почтенному собранію, что русскимъ людямъ житья не стало на территоріи г-на Чубаря.

—     Чубарь заявилъ, чтобы всѣ писали по украински и что «всѣ бумаги на русскомъ языкѣ будутъ возвращаться неразсмотрѣнными».

А въ Харьковѣ, — добавилъ г. Лурье, — украинцевъ считается только 21 процентъ, а русскихъ 50,5 проц.

—     Профессоръ Язловскій, — заявилъ далѣе г. Ларинъ, — пріѣхалъ въ Житоміръ читать лекціи, но «не могъ добиться позволенія расклеить привезенныя съ собою афиши на русскомъ языкѣ».

—     Всѣ вывѣски на всѣхъ государст венныхъ учрежденіяхъ должны быть на украинскомъ языкѣ.

—     Въ Донбассѣ 600 тысячъ русскихъ рабочихъ зачислены въ иностранцы.

—     Русскія деревни — Андреевка, Надеждовка, Бахметьевка, Степановна — зачислены по указу г. Чубаря, прямо въ украинцы, безъ разговоровъ.

— Русскіе рабочіе, живущіе въ Донецкомъ бассейнѣ, посылаютъ дѣтей учиться въ Тулу, потому что на «Украйнѣ» нѣтъ преподаванія на русскомъ языкѣ.

Я уже не буду говорить, что дѣлается въ церкви, гдѣ «украинизація» ведется съ особенной наглостью, — но развѣ не ясно, что при Коновальцѣ были только цвѣточки, а при большевикахъ выросли и ягоды.

— Волчьи ягоды!

Многомилліонное населеніе богатѣйшаго края отдано въ полную власть проходимцевъ и фанатиковъ, которые, какь быкъ въ посудной лавкѣ, все бьютъ, ломаютъ, калѣчатъ и превращаютъ жизнь въ настоящій адъ.

Никто, конечно, не спрашивалъ населеніе, хочетъ ли оно «украинизаціи» и насильственнаго отрыва отъ русской культуры.

Но такова воля Чубаря, а воля Чубаря есть воля народа.

Александръ Яблоновскій
Возрожденіе, №327, 25 апрѣля 1926

Views: 30