Пушкиниста И. Е. Щеголева я знавалъ еще въ Петербургѣ.
Огромный, толстый, десятипудовый человѣкъ.
Очень похожъ на дѣдушку Крылова, но еще больше на артельную кухарку съ извозчичьяго двора… Надѣньте на него сарафанъ, повяжите жирную голову платкомъ — и передъ вами, какъ живая, встанетъ утробистая «скопская» Матренушка, сводящая съ ума ломовыхъ извозчиковъ сказочными боками.
Но среди этой груды жира, на заплывшемъ лицѣ поблескиваютъ умные, наблюдательные глазки и сквозь лѣнь гиппопотама все-таки чувствуется талантливый человѣкъ.
Еще задолго до революціи Щеголевъ считался среди писателей «дѣдушкой русскаго аванса». Это былъ «рвачъ», какихъ я рѣдко видѣлъ. Для издателей и редакторовъ у него была какая-то мертвая хватка и рѣдко кому онъ не былъ долженъ.
Какъ «дѣдушка русскаго аванса», онъ и въ революціи занялъ опредѣленное мѣсто и, вмѣстѣ съ Алексѣемъ Толстымъ, зубами рвалъ шкуру съ совѣтскаго волка.
— Я только танцую безъ аванса!… Кладите деньги объ это мѣсто.
Но при большевикахъ авансы давались только за «соціалистическое строительство» и только тѣмъ, кто умѣлъ плюнуть въ старый буржуазный колодезь.
И Щеголевъ не затруднился плюнуть.
Вмѣстѣ съ Толстымъ онъ открылъ халтурную фабрику «революціонныхъ» пьесъ и сталъ «отображать» взрывы бомбъ, политическія убійства, заговоры и пр., и пр.
Я не сомнѣваюсь, что Щеголевъ глубоко презиралъ это «творчество» для революціонныхъ балагановъ и самъ себя въ душѣ считалъ «соціалъ-проходимцемъ».
Но это былъ единственный способъ добыванія крупныхъ и вѣрныхъ авансовъ и «дѣдушка аванса» не устоялъ. Зато у него оставалась область, гдѣ онъ «не торговалъ» и гдѣ могъ отдохнуть душой.
Это — пушкиновѣдѣніе.
Пушкинымъ и его эпохой онъ занимался за совѣсть. Не на продажу, а для себя.
Но до поры до времени, впрочемъ…
Сейчасъ онъ и этотъ незагаженный ѵгплъ своей души (единственно незагаженный) сдалъ подъ совѣтскихъ жильцовъ и пишетъ уже о Пушкинѣ, какъ правовѣрный «соціалистическій строитель».
Чтобы угодить нанимателямъ, Щеголевъ задумалъ, между прочимъ, «развѣнчать» пушкинскую няню, Арину Родіоновну.
— «Вѣрноподданная раба» была ваша Арина Родіоновна! Питомцу своему, барину Пушкину, она писала: «цалую ваши ручки»…
Конечно, здѣсь не можетъ быть и рѣчи объ искренности Щеголева. Няню Пушкина онъ безъ сомнѣнія любитъ и цѣнить, какъ цѣнитъ ее вся Россія. Но «соціальный заказъ», но «авансъ», но «соціалистическое строительство» потребовали у него жертвы и старый циникъ сказалъ:
— А что если я и Арину Родіоновну большевикамъ продамъ?.. Сколько дадутъ за старушку?..
Марксизмъ «требуетъ», чтобы старые русскіе слуги, столь прославленные литературой, были развѣнчаны. Ихъ трогательная любовь къ «господамъ», ихъ «вѣрностъ» до гроба, ихъ безкорыстіе и рыцарскую честность надо заплевать и затоптать.
— Всѣ эти няни Оринушки, всѣ эти дядьки Савельичи и стремянные Васьки Шибановы были «вѣрноподданные рабы», холуи, и «Яковы вѣрные, холопы примѣрные».
Конечно, «марксизмъ» поставилъ Щеголеву трудную задачу. Поколебать репутацію Арины Родіоновны очень трудно. Трудно въ особенности потому, что самъ Пушкинъ называлъ ее «мамой». Не няней, а «мамой». А это слово въ устахъ такого человѣка, какъ Пушкинъ, кое-что значитъ.
Притомъ же и безкорыстіе няни Оринушки заподозрить трудненько. Не ради жирнаго щеголевскаго аванса эта «раба» любила своего «барина», а любила и пошла бы за него на смерть, потому что ее влекло сердце.
Въ томъ и красота этой любви, что она побѣдила и разрушила всѣ соціальныя перегородки.
— Былъ «баринъ» и была «раба», но пришла любовь человѣческая и не осталось ничего ни отъ барина, ни отъ слуги.
Осталось только два любящихъ человѣка, два безкорыстныхъ сердца.
Какъ умный человѣкъ, Щеголевъ, конечно, понимаетъ, что такіе люди, какъ пушкинская няня, какъ Савельичъ и пр., могутъ служить «оправданіемъ человѣка». Они доказываютъ, что и на болотѣ крѣпостного права могли расти прекрасные цвѣты и что человѣкъ, говоря вообще, можетъ стоять выше своей эпохи и выше своей соціальной среды.
— Даже рабство не можетъ убить «человѣческое» въ нашемъ сердцѣ, потому что человѣкъ сильнѣе рабства.
Но Щеголевъ очутился между молотомъ и наковальней, между «авансомъ» и «соціальнымъ заказомъ» и не могъ удержаться отъ соблазна. Онъ продалъ пушкинскаго ангела-хранителя, продалъ «маму» Пушкина большевикамъ.
Но кто же, позвольте спросить, является тутъ «вѣрноподданнымъ рабомъ»: безкорыстная няня Арина Родіоновна, или продажный человѣкъ Щеголевъ?
Александръ Яблоновскій
Возрожденіе, №1115, 21 іюня 1928
Views: 33