…Всѣмъ ясно, сколь тяжкіе. Нѣть русскаго, кто не былъ бы задѣть, взволнованъ, пораженъ. Отмѣнены балы, собранія — даже у частныхъ лицъ. Страшное нѣчто ворвалось въ жизнь черною тѣнью. Какъ? — Мы, русскіе, годы во Франціи живущіе, во многомъ съ ней и съ Парижемъ сроднившіеся, годами честно трудящіеся, далекіе отъ преступленій, ненавистники большевизма… — и русскій стрѣляетъ во Францію: именно такъ, Думеръ Францію собой представлялъ, а мы, Франціей пригрѣтые, ее то и убиваемъ. И какую Францію! Образецъ мужества, выдержки, спокойствія, добродѣтели — дружественную Россіи Францію. Вѣдь есть же у французскаго правительства враги свои, французы. А не французскій коммунистъ убилъ Думера, какъ не французскій анархистъ въ свое время президента Карно.
Волненію и горю русскихъ нѣть предѣла. Это волненіе понятно. Горе и подавленность доводитъ и до новыхъ трагедій. Сегодняшній день начался подъ такимъ знакомъ — если Горгуловъ оказался во власти силъ дьявольскихъ, то вотъ и новый отголосокъ. Русской кровью обагрилась мостовая Парижа, кровью невѣдомаго нашего собрата: не могъ онъ снести, что Думера убилъ русскій. Кинулся съ шестого этажа. “Умираю за Францію”, написалъ на предсмертной запискѣ.
Безсмысленно? “По русски”?. Легче всего отнестись пренебрежительно — „ну, конечно, амъ славъ, [1] всѣ психопаты“.
Шагъ Дмитріева — безумный шагъ. Великій грѣхъ самое лишеніе себя жизни. Но кто посмѣетъ его судить? Кто посмѣетъ отрицать героичности мотива?
— Пусть одинъ пролилъ неповинную кровь — я своею кровью за это отплачиваю! Не дай Богъ Дмитріеву подражать. Но съ глубокою горечью, съ братскимъ сочувствіемъ надъ его трупомъ склонимся…
— Вѣдь съ какого то конца это за каждаго изъ насъ. За честь нашу, за русское имя…
***
Въ церкви, на заупокойной литургіи по Думерѣ, когда Владыка говорилъ съ амвона, женщина забилась въ истерикѣ. Кто то рядомъ сказалъ: “кликуша”. Давнее, русское, знакомое слово! Во времена дѣтства моего почти не было обѣдни, чтобы двухъ-трехъ бабъ-кликушъ не выносили на рукахъ изъ церкви (въ истерическихъ припадкахъ). Нашъ народъ нервно слабъ, много въ немъ душевной болѣзненности, склонности къ одержимости и извращеніямъ. Въ нѣкоемъ смыслѣ между латинскимъ человѣкомъ и славянскимъ бездна. Но вѣдь и тяготъ, страданій, бѣдствій, униженій столько, сколько русскимъ выпало — врядъ ли кому дано другому. И вопль женщины въ храмѣ на Дарю есть вопль долго копившихся страданій, всего ужаса вынесенной революціи, изгнанія, быть можетъ, нищеты и одиночества. Великъ Крестъ русскихъ на “многострадальной родинѣ”, — онъ растетъ, на глазахъ растетъ и здѣсь. Не приходится удивляться, что не всѣ его выдерживаютъ. (Не знаю статистики самоубійствъ эмигрантскихъ, а часто, о, какъ часто, о нихъ читаю!).
Такъ и сейчасъ: горечь и подавленность русскими завладѣли — по причинѣ понятной, но съ силою чрезмѣрной. Было бы ужасно, если бы мы на выстрѣлъ убійцы просто никакъ не отвѣтили-бъ. Этого не случилось. Произошло обратное. Намъ нужна сейчасъ бодрость и выдержка. Потрясеніе велико, но давать себя во власть нервамъ и меланхоліямъ не приходится. Лучшій отвѣтъ на несчастье — спокойствіе.
***
О, я знаю, сказать многое легче, чѣмъ сдѣлать. Ничего нѣтъ труднѣе, чѣмъ переломить себя, когда находишься во власти стихій и разныхъ токовъ. Все таки. Да будутъ позволены и разсужденія: Пусть простѣйшія, но неоспоримыя:
Говорятъ:
— Горгуловъ русскій. Онъ убилъ неповиннаго, выдающагося человѣка, главу государства, друга русскихъ. Онъ насъ опозорилъ.
— Вѣрно, но и поверхностно. Преступники бывали и почище, и у другихъ народовъ и никто въ отчаяніе не впадалъ. На нашихъ глазахъ Кюртенъ рѣзалъ нѣмецкихъ женщинъ, не такъ давно Ландрю — французскихъ. Въ Америкѣ средь бѣла дня крадутъ и душатъ дѣтей. Міръ заблудился, и находится въ такомъ ужасномъ состояніи, въ такой тьмѣ… что удивительнаго, если и въ великой націи, какъ русская, нашелся человѣкъ психопатическій и фантастическій, съ болѣзненно устремленной волей. Это у всякаго народа можетъ быть. Такъ что не надо внутренно сгибаться. Да, мы принадлежимъ именно къ великой націи, способной, какъ и всѣ, на подвиги, и на злодѣйства. И никакъ мы не бѣдные родственники, не приживальщики.
Многіе сейчасъ говорятъ: ‘‘раньше я гордился тѣмъ, что я русскій, а теперь стыжусь”. Нечего стыдиться. Не время, разумѣется, вылѣзать со своей гордостью къ иностранцамъ, съ ними должны мы быть сдержаны, скромны и покойны, но съ чувствомъ собственнаго достоинства! Мы можемъ, и должны, горевать, но не пристало намъ унижаться. И французы, люди умнѣйшіе и, къ счастью, какъ разъ мало подверженные “стихіямъ” и психическимъ заразамъ, превосходно это поняли (какова сдержанность ихъ прессы!) — и еще пой мутъ лучше: во многомъ это будетъ зависѣть отъ нашего поведенія (въ бѣдѣ).
Чрезвычайно для насъ благопріятно слѣдующее — съ каждымъ днемъ подтверждается то, что смутно чувствовалъ каждый изъ насъ съ самаго начала трагедіи: чья тутъ рука. Мильеранъ, бывшій президентъ республики, прямо заявляетъ сотруднику “Энтрансижана” — (“самымъ категорическимъ образомъ”), что по его личнымъ свѣдѣніямъ, убійца Думера принадлежалъ “къ дѣйствующей большевицкой арміи”. То же самое подтверждаютъ бельгійскія газеты. Офиціальное сообщеніе правительства французскаго кончается фразой о Горгуловѣ, которую русскій эмигрантъ долженъ помнить наизусть:
«А l’occasion de l’enquête faite sur lui il fut précisé, qu’il était à ce moment porteur d’une carte de membre du parti communiste». [2]
Кончено. Пусть это русскій. Но онъ коммунистъ. Въ 1930 г. былъ членомъ коммунистической партіи. Эта партія убивала нашихъ братьевъ, отцовъ, матерей, сыновей. Она истребила русскую царственную семью (перебили дѣтей, откуда-же ждать пощады для престарѣлаго Президента — не меньшаго ихъ врага, чѣмъ Николай II-й). Мы, живущіе во Франціи русскіе, были физически побѣждены ими, и ушли сюда (а духовно не побѣждены). Здѣсь прямой силы надъ нами они не имѣютъ. Но любого изъ насъ въ моментъ, когда оказались бы у власти, поставили бы они къ стѣнкѣ и пролили бы нашу кровь съ кровожадностью еще и большею, чѣмъ французскую. Любому французу въ разговорахъ на эту тому долженъ отвѣтить эмигрантъ-русскій:
— Да, это гнусное дѣло есть дѣло русскаго, но коммуниста. За враговъ нашихъ, хотя бы и русскихъ, отвѣчать мы не можемъ.
***
Такъ что русскому эмигранту нечего опускать голову и впадать въ уныніе. Жаль русскаго имени, но что подѣлать. Пока цѣлъ коммунизмъ въ Россіи (поддерживаемый всѣми торгашами міра), до тѣхъ поръ нечему удивляться. Вѣдь и тогда, Кутепова похитили тоже русскіе. Все дѣло въ томъ, какіе русскіе.
Таково жизненное рѣшеніе. Мистическихъ глубинъ касаться здѣсь не будемъ. Это иной, высшій планъ, сверхъ-жизненный. Его коснулся (вскользь) о. Жиллэ, французскій православный священникъ, въ рѣчи своей на заупокойной литургіи. (Христіанство иначе смотритъ вообще на преступленіе и преступника, на круговую поруку вины, на всеобщую отвѣтственность…)
Во всякомъ случаѣ, о душенастроеніи русскихъ: ужъ менѣе всего долженъ поддаваться отчаянію и слабости христіански-чувствующій человѣкъ. Чѣмъ болѣе онъ вѣрить въ высшій свѣтъ, въ послѣдняго Властелина, тѣмъ менѣе подверженъ нервамъ, впечатлѣнію минуты.
[1] âme slave — славянская душа (фр.).
[2] Проведенное разслѣдованіе показало, что въ это время онъ былъ обладателемъ партійнаго билета коммунистической партіи (фр.).
Борисъ Зайцевъ,
Возрожденіе, № 2535, 11 мая 1932
Views: 23