Все оказалось сложнее, чем виделось Шульгину.
Исходъ или борьба?
Напрасно уважаемый Д. С. Пасманикъ думаетъ, что Шульгинъ «какъ будто стыдится» слыть антисемитомъ. Ничуть. Но я хотѣлъ бы, чтобы мой антисемитизмъ не понимали вкривь и вкось.
Я въ очень малой степени ощущаю то, что французы называютъ haine de race, т. e. расовое отталкиваніе. И это потому, должно быть, что со школьной скамьи меня были близкіе друзья евреи.
Равнымъ образомъ мнѣ чуждъ «безшабашный антисемитизмъ». Мнѣ всегда вспоминается слово митрополита Антонія, тогда архіепископа Волынскаго, сказанное имъ послѣ Кишиневскаго погрома. «И до сихъ поръ», — говорилъ владыка, — «среди насъ, можетъ быть, живутъ евреи, родственники по крови Маріи, Матери Христа Спасителя». Я не понимаю, почему въ каждомъ евреѣ ищутъ Іуду Искаріотскаго, забывая, что и двѣнадцать остальныхъ апостоловъ тоже были евреи. Да и личныя наблюденія убѣдили меня, что и въ нынѣшнее время среди евреевъ есть люди высочайшей души. Въ частности, я зналъ одного еврея, который спасъ всѣхъ уцѣлѣвшихъ отъ уличныхъ разстрѣловъ (въ томъ числѣ и меня), насъ было нѣсколько сотъ человѣкъ, въ Кіевѣ, въ январѣ 1919 года. Онъ спасъ насъ, притворившись большевикомъ. Такіе примѣры не единичны.
Поэтому смѣшивать всѣхъ евреевъ въ одно, какъ это многіе дѣлаютъ, нелогично и аморально.
Но я антисемитъ постольку, поскольку еврейство, сознательно или безсознательно, стремилось или стремится сѣсть на голову русскому народу. Эту тенденцію я всегда считалъ гибельной для обѣихъ націй. За доказательствами ходить не далеко. Что хорошаго вышло изъ доминирующаго положенія, которое принесла евреямъ революція, столь радостно еврействомъ въ свое время привѣтствуемая? Какія выгоды еврейству, въ цѣломъ, сулитъ то обстоятельство, что часть еврейства легкомысленно поспѣшила занять окровавленное мѣсто русской интеллигенціи, вырѣзанной и выгнанной большевиками? Люди моихъ взглядовъ всегда твердили евреямъ, стремившимся подъ тѣмъ или инымъ видомъ къ гегемоніи въ Россіи: «Руки прочь отъ власти, иначе не сносить головы»! «Всякая революція въ Россіи, въ концѣ концовъ, пройдетъ по еврейскимъ трупамъ», такъ предупреждалъ «Кіевлянинъ» еще въ 1905 голу. «Поймутъ ли, наконецъ, евреи, что значитъ свергать государства, не ими созданныя?» — писалъ я въ 1919 году, въ статьѣ «Пытка страхомъ», о которой упоминаетъ Пасманикъ.
Мнѣ кажется, что сейчасъ еврейство въ подавляющей его части «наконецъ, поняло». Я думаю, что сегодня еврейскія массы въ Россіи ненавидятъ коммунистовъ и «революцію» не меньше русскаго населенія. Но въ то же время мнѣ кажется, что русское населеніе еще этого не знаетъ. И не можетъ быть иначе. То, что видно отдѣльнымъ наблюдателямъ, масса постигаетъ значительно позже. Она еще не дифференцируетъ евреевъ, сваливая всѣхъ въ одно: и тѣхъ евреевъ, которые терзаютъ русское населеніе, являясь агентами коммунистической власти, и тѣхъ евреевъ, которые сами являются такими же жертвами. Надо бы какое-то великое оказательство, чтобы въ широкія народныя массы запала мысль о томъ, что евреи еврею рознь.
На этой единственной важной мысли надо бы сосредоточиться Пасманикамъ и Гессенамъ. Грозная опасность нависла надъ еврействомъ, и важно это, а вовсе не то, антисемитъ ли Шульгинъ или нѣтъ.
Я подхожу къ этому вопросу и съ русской точки зрѣнія. Если евреи проявляютъ столь непонятное ослѣпленіе, что не желаютъ серьезно думать о надвигающейся опасности, а только истерически машутъ на всякаго, кто пробуетъ о ней заикнуться, то мы, русскіе, обязаны думать за двоихъ. Ибо кровавая расправа съ еврействомъ грозитъ неистребимыми бѣдствіями и русскому народу. Нельзя повторять ужасную ошибку Синедріона. Мы не должны говорить: «Кровь ихъ на насъ и на дѣтяхъ нашихъ». Ибо если сбудется по такому слову нашему, то падутъ на насъ неисчислимыя бѣлы. Наоборотъ, и тутъ я совершенно согласенъ съ Пасманикомъ въ его чисто христіанской мысли, мы должны сказать: на невинно пролитой крови, будь она еврейская или иная, нельзя основать счастья русскаго, или другого, народа.
Но въ такомъ случаѣ какъ же быть? Что надо сдѣлать, чтобы кровь не пролилась?
Можетъ быть четыре выхода:
1) Проповѣдывать, что еврейство въ цѣломъ виновато не больше русскихъ, и вѣрить, что проповѣдь достигнетъ успѣха. Но какія есть способы для этой проповѣди? Что, у насъ есть хотя бы печать въ Россіи? Смѣшно объ этомъ говорить. Какая можетъ быть проповѣдь въ странѣ, гдѣ свободно говорятъ только агенты ГПУ. При этихъ условіяхъ я плохо вѣрю въ силу проповѣди вообще, а такой — въ особенности.
2) Поддерживать большевиковъ, которые пока что охраняютъ еврейство механическими мѣрами. Но это только оттяжка. Все равно, рано или поздно, часъ пробьетъ.
3) Совершить «оказательство», о которомъ я говорилъ. Еврейство должно поддерживать анти-большевицкія силы въ такомъ наглядномъ масштабѣ, чтобы это дѣйствіе преломило народную психологію. О, не въ формѣ «оппозиціи», конечно, — это вздоръ.
4) Уходить.
Пасманикъ находитъ «исходъ» совершенно утопичнымъ. Можетъ быть. Но тогда, остается одно: еврейству надо начать борьбу съ большевиками по-настоящему. Пусть въ дѣйственно борющемся противъ большевиковъ лагерѣ окажется хотя бы тотъ же «процентъ», который былъ характеренъ для коммунистической партіи, и психологическая атмосфера, дастъ Богъ, очистится.
В. Шульгинъ
Возрожденіе, №644, 8 марта 1927
Views: 44