— Божіей милостью Мы, Пій XI, pontifex maximus, въ сегодняшній свѣтлый день Воскресенія Христова, властію, намъ данною, отпускаемъ изь чистилища всѣ души католическія срокомъ на трое сутокъ.
Не помню точно текста, но приблизительно это то, что я нѣкогда своими глазами читалъ въ римскомъ соборѣ Апостола Петра.
Звонъ торжественной латыни звучалъ на сей разъ особенно звучно и сильно. Власть, имѣющая право выпустить душу даже изъ ада, хотя бы только и на трое сутокъ, — власть серьезная.
Противъ этой власти сейчасъ возстаетъ сила, не заботящаяся о душахъ. Она обѣщаетъ поселить человѣка въ раю не тамъ, на небѣ, а здѣсь, на грѣшной землѣ. Сейчасъ эти двѣ силы схватились въ первой схваткѣ на издревле католической испанской землѣ.
Такъ двѣ тысячи лѣтъ тому назадъ, христіанство схватилось съ язычествомъ, и изъ камней Колизея строило большинство римскихъ церквей.
***
Если Мадридъ — маленькій придворный Петербургъ, то Валенсія — маленькая благочестивая и патріархальная Москва, городъ «сорока сороковъ», вся усѣянная храмами и монастырями, — городъ Сида, побѣдителя мавровъ. Въ ней нѣтъ Кремля, — но въ ней еще остались ворота, достойныя воротъ кремлевскихъ. Когда-то грозныя и неприступныя, онѣ теперь имѣютъ видъ только оперный. Монастыри Валенсіи — это не наши лавры. Это — маленькія обители, самое большее расчитанныя на сто душъ, — но всѣ католическіе ордена представлены здѣсь полностью, во главѣ съ іезуитами.
На іезуитовъ былъ направленъ главный ударъ революціи. Первая схватка прошла для соціализма неудачно. Сожжено немного мебели, облаченія, разбито нѣсколько статуй. Іезуиты отнеслись ко всему этому крайне пренебрежительно: они наняли адвоката и вчиняютъ искъ къ гражданскому управленію, не сохранившему ихъ собственности. А сегодня всѣ газеты, самыя республиканскія, сейчасъ же послѣ своихъ самыхъ потрясающихъ статей, на второй страницѣ, сочли нужнымъ напечатать точный распорядокъ церковныхъ службъ текущаго дня. Такъ, изъ «La Correspondencia de Valencia» я знаю, что сегодня, 15 мая, святая Церковь празднуетъ Святого Іоанна Крестителя, св. Исидора и св. Торквата. Точно, отъ утренняго часа до поздняго, расписаны всѣ церковныя службы и, такъ какъ въ поло винѣ третьяго дня въ церкви Святѣйшей Дѣвы состоится религіозная церемонія валенсійскихъ цвѣточницъ и такъ какъ проповѣдь скажетъ самъ настоятель отецъ Хозе Сантонія, — то я пойду и посмотрѣть на цвѣточницъ, и послушать «el docto escolapio Раdre», какъ почтительнѣйше его именуетъ ультра-республиканская газета.
***
Итакъ, балансъ первой схватки.
Убытокъ: сожжена мебель, попорчена утварь: предметъ гражданскаго иска тысячъ на сто пезетъ. Прибыль? Церковь торжественно и гордо облачилась въ первую мантію гонимости. И если вы увлеклись валенсійской синьоритой и собираетесь спѣть сладкую серенаду, то у васъ сегодня не будетъ ни одной розы, чтобы бросить ей на балконъ: всѣ онѣ у ногъ «Nuestra Señora de los Desomporados», «Nuestra Señora de la Misericordia», «Nuestra Señora del Milargo».
Въ Валенсіи, въ монастырѣ Св. Іосифа, я видѣлъ такую картину. У воротъ стоитъ пожарная машина. Черезъ стѣнку, очень высокую, перекинута пожарная кишка. На стѣнѣ сидитъ пожарный и заливаетъ остатки пожара.
Изъ воротъ монастыря выносятъ картины и статуи: вотъ младенецъ Іисусъ съ благословляющей рукой; вотъ Іоаннъ Креститель; вотъ маленькая Мадонна въ паричкѣ настоящихъ каштановыхъ гофрированныхъ волосъ съ серебряной короной на головѣ.
Все это, ярко раскрашенное, не рѣжетъ глаза въ тѣни храма, освѣщеннаго цвѣтными окнами и розетками. Но здѣсь, на солнцѣ, — онѣ, дѣйствительно, были наивны, эти цвѣтныя католическія статуэтки!
Были очень интерсны лица толпы… Жаль, что здѣсь не присутствовалъ Зулога, такой блестящій мастеръ испанскаго лица.
Старухи стояли на колѣняхъ и явно ждали послѣдняго часа: должны же затрястись небеса, загремѣть громы и испепелить всѣхъ этихъ бездѣльниковъ съ сигарами въ зубахъ, кощунственно няньчившихъ святыя изображенія!
Громъ не грянулъ и пожарный автомобиль, нагруженный предметами культа, отбылъ въ неизвѣстномъ направленіи.
И мнѣ вспомнилась замѣчательная фраза, слышанная на пожарищѣ въ Кадиксѣ:
— Богъ не защищается.
Его защитникъ сидитъ въ Римѣ, на престолѣ Апостола Петра.
И это видно было по фигурѣ монаха, гордо и презрительно вышедшаго изъ монастыря.
***
Сейчасъ въ французскомъ «Le Journal» отъ 14 мая я прочиталъ телеграмму агентства Гаваса, что въ Валенсіи было подожжено нѣсколько церквей. Это — не точно. Подожженъ былъ только одинъ монастырь св. Іосифа, только что мною описанный. Сгорѣла только внутренность храма: все остальное цѣло и невредимо.
***
Въ томъ же номерѣ этой газеты сообщено Гавасомь же изъ Женевы, что г. Лерру, испанскій министръ иностранныхъ дѣлъ, заявилъ, что приматъ испанской церкви, Толедскій архіепископъ, сдѣлалъ анти-республиканское выступленіе, но въ чемъ оно заключалось — г. Лерру точно не сказалъ.
Толедскій архіепископъ расклеилъ по городу печатныя объявленія, что онъ не признаетъ республиканской власти и остается вѣрнымъ королю Альфонсу XIII. Это означаетъ, что испанская церковь не признала новаго режима.
***
Въ испанскихъ республиканскихъ кругахъ много говорятъ о созданіи блока изъ государствъ, говорящихъ на испанскомъ и португальскомъ языкахъ. Главнымъ образомъ, имѣются въ виду многочисленныя республики Южной Америки.
***
Вчера, въ день Вознесенья, въ Валенсіи былъ устроенъ бой быковъ, организованный мѣстной прессой. На боѣ присутствовало 17.000 зрителей. Это было зрѣлище одно изъ самыхъ грандіозныхъ, которыя я видѣлъ въ своей жизни. Но объ этомъ — въ слѣдующемъ письмѣ.
И. Сургучевъ.
Возрожденіе, № 2178, 20 мая 1931.
Views: 23