Л. Любимовъ. Объ американизмѣ, большевизмѣ и о будущей Россіи. Бесѣда съ гр. Г. Л. Кейзерлингомъ

Высокій, грузный, узкіе, слегка раскосые глаза, прищуренные, мигающіе, смѣющіеся, полное лицо, узкая кривая, шевелящаяся, словно сѣдая бородка… Неожиданное сходство съ Рэрихомъ. Мгновеніями — совсѣмъ ханъ Кончакъ изъ «Князя Игоря». Накинуть бы на него шелка, подлинный былъ бы татарскій мурза. Говоритъ скороговоркой, временами посмѣивается между фразами. Но выговоръ у него отнюдь не татарскій, а мягкій, пріятный, типичный выговоръ остзейскихъ бароновъ. Не такимъ ожидаешь видѣть создателя школы мудрости въ Дармштадтѣ, прославленнаго мыслителя, нашедшаго, опредѣлившаго человѣческій типъ нынѣшней эпохи, провидца, всколыхнувшаго своимъ словомъ обѣ Америки…

Гр. Г. Л. Кейзерглингь прочтетъ (по-французски) три лекціи въ Парижѣ, въ Трокадеро, о нынѣшнихъ и будущихъ судьбахъ человѣчества, о томъ, что настанетъ послѣ нынѣшней эры механики.

Полулежитъ на диванѣ, улыбается добродупшо и хитро. Переходить съ одного языка на другой: на русскій, французскій, нѣмецкій, англійскій — на которомъ точнѣе можетъ онъ выразить данную мысль. Кто онъ такой — татаринъ, нѣмецъ, русскій? Гр. Кейзерлингъ былъ подданнымъ Россійской Имперіи, лишь послѣ войны перешелъ онъ въ подданство германское.

— Русская кровь? Конечно, у меня русская кровь. Бабка моя графиня Канкрина, а мать ея — графиня Муравьева. Предки Муравьевыхъ мурзами были. — Кровь германская во мнѣ, татарская и русская. Потому мнѣ близокъ и Западъ и Востокъ. А отецъ мой былъ чисто русскій по духу и православный, совсѣмъ Пьеръ Безуховъ…

Моя душа во многомъ прежде всего болѣе русская. И много я чувствую, понимаю, какъ русскій…

— Такъ вотъ вы хотите поговорить со мною объ американизмѣ и большевизмѣ. Это моя тема…

Я бы сказалъ такъ: американизмъ и большевизмъ это та же идея, но выраженная на двухъ языкахъ — одномъ для богатыхъ, для тѣхъ, у которыхъ есть чувство собственности, кто стремятся къ пріобрѣтенію, къ накопленію, другомъ — для бѣдныхъ, тѣхъ, кто лишенъ пафоса работы. А сущность та же — механизація, обезличеніе человѣка, сниженіе его до насѣкомаго. Западъ болѣетъ американизмомъ, Востокъ — большевизмомъ, именно изъ-за различія, которое я указалъ. Вы говорите, что оба эти начала борятся другъ съ другомъ. Повторяю — два разныхъ языка, но та же идея. Католики боролись съ протестантами, а для мусульманъ вѣдь и тѣ и другіе были такими же христіанами. Такъ же и теперь, для смотрящаго со стороны на эту новую борьбу.

Карикатура это, сатанинская карикатура на человѣческое бытіе. Должна эта карикатура исчезнутъ. Міръ не будетъ побѣжденъ, потому что противоречатъ и американизмъ, и большевизмъ космическому порядку. Чистый динамизмъ всегда противорѣчитъ космическому порядку. Статическій элементъ въ концѣ концовъ побѣждаетъ, входитъ съ динамическимъ въ равновѣсіе. Люди не насѣкомыя. А отъ такой жизни прекращаются физіологическія функціи. Смотрите, американцы къ сорока годамъ почти сплошь, въ извѣстномъ смыслѣ, слабосильные. Правнуки, иногда даже внуки «бизнесмэновъ», декаденты съ явными признаками дегенераціи, въ куда большей степени, чѣмъ у потомковъ аристократическихъ родовъ.

У муравьевъ и у пчелъ цѣлыя категорія индивидуумовъ — работники — лишены половыхъ органовъ. Къ этому въ конечномъ счетѣ и ведутъ американизмъ и большевизмъ.

Какъ будутъ побѣждены? Смѣнятся поколѣнія, Люди станутъ другими, вернутся къ подлинной жизни, потому что не выдержатъ…

…У народовъ со старой культурой американизмъ проявляется въ болѣе мягкихъ формахъ. Германія болѣетъ американизмомъ. Смотрите, вѣдь у насъ создается еще большее техническое совершенство, чѣмъ въ Америкѣ. Но мы не гибнемъ отъ этого. Раціонализмъ долженъ быть доведенъ до опредѣленныхъ границъ и границъ этихъ германцы не желаютъ перейти.

Россія?.. Сейчасъ въ Россіи чисто турецкая, сталинская, деспотія. Экспропріація произведена у всѣхъ, и у самихъ крестьянъ. А для молодыхъ борьба съ буржуями пустой звукъ, потому что они уже не знаютъ, что такое буржуи. Рабство введено. Но рабство противорѣчитъ душѣ человѣческой.

Подлинный коммунизмъ противенъ русскому народу. Русскій человѣкъ не можетъ быть коммунистомъ. Подлинный коммунизмъ присущъ одному еврейскому народу.

— ?..

— Да, еврейскому народу, который пережилъ его въ гетто средневѣковья. Даже у зажиточныхъ евреевъ вы найдете элементы коммунистическаго міросозерцанія.

…Въ грядущей Россіи будетъ преобладать мелкая собственность. Реставраціи никогда не будетъ. Реставрація возможна черезъ годъ, два, но не черезъ десятки лѣтъ. Вѣдь и во Франціи не было подлинной реставраціи. Нынѣшняя Франція не Франція Робеспьера, но она вышла изъ нея. Такъ же будетъ и съ Россіей. Отъ того, что создалось за эти годы, многое останется, останется чисто русское. А чисто русское, это — какъ бы сказать, — не то, что совѣтская система, а именно русская артель.

Будущую Россію я вижу въ величіи, поистинѣ небываломъ, просвѣтленной. У Россіи тамъ, и у Россіи, которая въ эми граціи, есть огромный кладъ. Этотъ кладъ — перенесенныя страданія. Развѣ не знаменателенъ тотъ фактъ, что эмиграція не обезличилась, что вы вотъ все еще существуете здѣсь!

Когда же все это кончится? Не знаю. Американизму я не даю болѣе 50 лѣтъ существованія. На наше время большевизма, какъ болѣзни, еще хватитъ. Но этимъ я хочу сказать только, что не близокъ еще часъ, когда востокъ окончательно избавится отъ большевизма.

Но вѣдь важны не сроки, а важно то, что ни большевизмъ, ни американизмъ не могутъ установиться въ мірѣ.

Вотъ обо всемъ этомъ я и буду говорить на моихъ лекціяхъ…

Л. Любимовъ.
Возрожденіе, № 2105, 8 марта 1931.

Views: 34