Н. Савичъ. Флотъ и Государственная Дума

Отъ редактора. — Борьба за флотъ передъ Великой войной съ точки зрѣнія члена Государственной Думы.


За послѣднее время въ печати стали появляться воспоминанія о дѣятельности флота во время Великой войны, причемъ, какъ бы мимоходомъ, бросаются упреки по адресу Государственной Думы въ томъ, что де благодаря ея систематическимъ отказамъ въ кредитахъ нашъ флотъ не имѣлъ къ началу войны ни современныхъ боевыхъ судовъ, ни быстроходныхъ развѣдчиковъ, ни минныхъ судовъ послѣднихъ типовъ.

Повторность этихъ обвиненій указываетъ либо на плохую освѣдомленность авторовъ, либо на стремленіе затушевать истину. Во всякомъ случаѣ ясно, что обстоятельства конфликта между Г. Думой и морскимъ министерствомъ основательно позабыты. Поэтому хотѣлось бы, особенно для свѣдѣнія молодежи, возстановить истину, отдѣлить правду отъ неправды, или вѣрнѣе отъ неполной правды, которая порою бываетъ, какъ извѣстно, горше самой неправды.

Правда то, что Г. Дума систематически въ теченіе трехъ лѣтъ (смѣты 1908, 1909 и 1910 гг.), исключала кредиты на постройку 4-хъ дреднаутовъ для Балтійскаго флота.

Но неправда, что вѣдомство этихъ кредитовъ не получало. Напротивъ, всякій разъ Г. Совѣтъ, пользуясь 13 статьей смѣтныхъ правилъ, кредиты эти возстанавливалъ, а вѣдомство всѣ эти суммы регулярно получало.

Неправда также, что лишь благодаря Г. Думѣ, ея отказамъ въ кредитахъ, флотъ не имѣлъ въ 1914 году ни быстроходныхъ крейсеровъ, ни турбинныхъ миноносцевъ, ни подводныхъ лодокъ большого тоннажа.

Невѣрно это потому, что Г. Думѣ не приходилось отклонять кредитовъ на постройку такого рода судовъ, ибо вѣдомство ихъ до 1912 г. не испрашивало.

Только разъ, еще до начала конфликта, вѣдомство предполагало заложить для Черноморскаго флота 5 турбинныхъ миноносцевъ по 750 тоннъ. Проектъ этотъ встрѣтилъ полное сочувствіе въ Г. Думѣ, но само вѣдомство отъ постройки отказалось, какъ только между нимъ и Г. Думой возникъ конфликтъ изъ-за дреднаутовъ.

Таковы факты, по крайней мѣрѣ съ ихъ внѣшней стороны. Но за внѣшней стороной, за формой, скрывалась гораздо болѣе серьезная, скрытая отъ посторонняго взгляда, сущность происходившей борьбы, которую я назвалъ бы «борьбой за возрожденіе русской морской силы».

Впервые Г. Дума встрѣтилась съ морскимъ вѣдомствомъ при разсмотрѣніи смѣты на 1908 г., когда еще не были забыты боль и позоръ Цусимы. Въ проектѣ смѣты на 1908 годъ по отдѣлу судостроенія имѣлись кредиты, которые можно раздѣлить на двѣ группы: 1) Кредиты на продолженіе постройки 6 броненосныхъ судовъ устарѣлыхъ типовъ (2 типа «Павелъ І», 2 типа «Евстафій» и 2 типа «Баянъ»), а равно суммы на расчеты по заканчивавшимся судамъ и на минные корабли; 2) Кредиты на приступъ къ постройкѣ 4-хъ дреднаутовъ для Балтійскаго флота. Послѣ тщательнаго изученія въ комиссіяхъ Г. Думы порядковъ морского вѣдомства и его техническихъ средствъ, докладчикъ комиссіи по оборонѣ, А, И. Звегинцевъ, — впослѣдствіи геройски погибшій въ Галиціи при выполненіи боевого заданія, — предложилъ разрѣшить кредиты по первой группѣ смѣты и отклонить суммы на закладку 4-хъ дреднаутовъ. Г. Дума съ нимъ согласилась.

Причиной отказа было убѣжденіе членовъ Г. Думы въ томъ, что вѣдомство благодаря порядкамъ и навыкамъ его береговыхъ учрежденій, а также вслѣдствіе неподготовленности морскихъ заводовъ къ постройкѣ судовъ подобнаго типа, не въ силахъ выполнить въ сколько-нибудь пріемлемый срокъ проектируемой постройки 4-хъ дреднаутовъ.

Оборудованіе заводовъ совершенно устарѣло, они запутались въ многомилліонныхъ долгахъ, о которыхъ вѣдомство предпочитало умалчивать, такъ какъ они явились слѣдствіемъ постройки вѣдомствомъ ряда судовъ (яхты и транспорты), безъ испрошенія соотвѣтственныхъ кредитовъ, за счетъ, якобы, экономіи отъ постройки боевыхъ кораблей. Конечно, такой экономіи не имѣлось, напротивъ были только перерасходы, накоплялись десятки милліоновъ долга. Въ результатѣ постройка боевыхъ судовъ затягивалась: такъ, корабли типа «Павелъ І» и «Евстафій» строились по 6-7 лѣтъ. Ясно было, что дреднауты могутъ быть готовы лишь тогда, когда совершенно устарѣютъ въ постройкѣ.

Какъ бы то ни было, Г. Дума предъявила вѣдомству требованіе: сперва реформа береговыхъ учрежденій и только послѣ этого будутъ даны деньги на дреднауты.

Вѣдомство съ нами не согласилось и мы въ кредитахъ отказали. Возникъ конфликтъ. Но Г. Совѣтъ разошелся съ Г. Думой, и, пользуясь 13 ст. смѣтныхъ правилъ, возстановилъ кредиты. Вѣдомство деньги получило и немедленно, хотя фиктивно, корабли заложило, несмотря на то, что тогда еще не существовало ни проекта кораблей, ни смѣты ихъ стоимости. Суммарно считалось, что ихъ можно построить за сумму въ 84 милліона рублей.

Насколько ложно было представленіе о принципіальной враждебности Г. Думы къ флоту, видно изъ того, что той же весной она, узнавъ о неготовности Черноморскаго флота начать въ случаѣ войны кампанію, экстренно за счетъ сбереженій по другимъ вѣдомствамъ ассигновала крупные кредиты на пополненіе 6оевого комплекта снарядовъ, запасовъ топлива и матеріаловъ для плаванія, а также разнаго рода интендантскихъ запасовъ на случаи мобилизаціи.

Конечно въ пылу борьбы мы словесно трепали вѣдомство, какъ могли. Оно въ долгу не оставалось, отвѣчало враждой къ «доморощеннымъ реформаторамъ».

Правительство, знавшее патріотическія побужденія депутатовъ, искало выхода. Весною ушелъ въ отставку морской министръ, его товарищъ получилъ назначеніе въ строй. Подъ шпицемъ оказались другіе люди, но пѣсни остались прежнія, ничего не перемѣнилось, стало еще хуже. Борьба обострилась. Правда, правительство создало междувѣдомственное совѣщаніе по судостроенію, взяло вѣдомство подъ опеку въ денежномъ отношеніи. Расходованіе кредитовъ не на тѣ суда, на которыя они отпущены, стало невозможнымъ, но вслѣдствіе этого положеніе заводовъ стало еще болѣе труднымъ, они потеряли всякую надежду переоборудоваться своими средствами.

Конфликтъ затягивался, принималъ хроническую форму, Г. Дума вновь, при разсмотрѣніи смѣтъ на 1909 и 1910 гг., отпускала всѣ средства на достройку старыхъ судовъ (типа до дреднаутовъ), все, что испрашивало вѣдомство на плаваніе и обученіе флота, но упорно вычеркивала кредиты на постройку дреднаутовъ. Въ свою очередь вѣдомство игнорировало пожеланія Г. Думы, отказалось отъ увеличенія миннаго и подводнаго флотовъ, получало деньги на дреднауты помимо Г. Думы съ помощью Г. Совѣта, опиравшагося на 13 ст. смѣтныхъ правилъ.

Правда, за это время выработали проекты кораблей (типа «Севастополь»), составили смѣту постройки этихъ 4-хъ судовъ, которая оказалась почти на 50 милліоновъ руб. больше суммы, предусматривавшейся по смѣтѣ 1908 года.

Вѣдомство, убѣдившись, что его заводы не въ силахъ переоборудоваться собственными средствами, внесло въ Г. Думу законопроектъ объ отпускѣ крупныхъ кредитовъ (размѣра теперь не припомню) на переоборудованіе и расширеніе морскихъ заводовъ, дабы они имѣли шансы справиться съ начатой постройкой дреднаутовъ. Проекты переустройства судостроительныхъ заводовъ составилъ и лично защищалъ въ комиссіи Г. Думы инж.-мех. Дмитріевъ. Законопроектъ прошелъ въ спѣшномъ порядкѣ, деньги были даны.

Этотъ фактъ характеризуетъ истиннное отношеніе Г. Думы къ идеѣ возсозданія флота. Если бы она была принципіально противъ постройки линейнаго флота, оиа не отпустила бы средствъ на это переоборудованіе.

Между тѣмъ конфликтъ оставался неразрѣшеннымъ, положеніе даже обострилось. Правительство и вѣдомство поняли, что въ 1911 году Г. Совѣтъ уже не сможетъ помочь вѣдомству получить деньги безъ согласія Г. Думы, т. к. вслѣдствіе одной ошибки вѣдомства при составленіи смѣты на 1910 годъ 13 ст. смѣтныхъ правилъ обратилась противъ Г. Совѣта. Столыпинъ предпринялъ шаги, чтобы выяснить положеніе и уладить конфликтъ. Онъ созвалъ у себя секретное совѣщаніе изъ нѣсколькихъ министровъ, высшихъ чиновъ морского вѣдомства и представителей большинства думскихъ комиссій. Онъ самъ горячо выступилъ въ защиту вѣдомства, но въ результатѣ длиннаго засѣданія обѣ стороны остались на прежнихъ позиціяхъ. Главная тяжесть борьбы пала при этомъ на меня, какъ докладчика по морской смѣтѣ. Въ одной изъ репликъ я указалъ на фактъ, что вѣдомство имѣетъ болѣе 40 милліоновъ рубл. долговъ и скрываетъ это отъ правительства, надѣясь постепенно покрыть ихъ изъ прибылей отъ постройки боевыхъ судовъ. Столыпинъ обратился за разъясненіемъ къ Госуд. контролеру и къ морскому министру. Первый ничего объ этомъ не зналъ, второй отвѣтилъ уклончиво, предложивъ справиться у товарища морского министра, Столыпинъ обратился къ послѣднему съ вопросомъ, правда ли то, что говоритъ докладчикъ. На это адм. Григоровичъ (тов. мор. министра) могъ только подтвердить, что такіе долги имѣются.

Произошла нѣмая сцена, засѣданіе было скомкано, поспѣшили разойтись съ тяжелимъ чувствомъ.

Столыпинъ рѣшилъ испросить Высочайшій приказъ о назначеніи особой комиссіи изъ трехъ членовъ Г. Совѣта (генер. Рербергъ, ген. Редигеръ и Дмитріевъ) для обозрѣнія дѣлъ вѣдомства и дослѣдованія его техническихъ органовъ. Комиссія эта старалась проявить максимумъ благожелательности къ морскому вѣдомству, но въ своемъ докладѣ, подчеркивая отсутствіе указаній на воровство и казнокрадство, не могла не признать что большинство обвиненій, возводимыхъ Г. Думой на вѣдомство, оказалась обоснованными, въ частности задолженность вѣдомства ею исчислена въ 42 съ половиной милліона рублей.

Результаты этой ревизіи стали извѣстны незадолго до разсмотрѣнія смѣты на 1911 годъ.

Второе совѣщаніе приблизительно въ томъ же составѣ Столыпинъ созвалъ весной 1910 года у себя на дачѣ на Елагиномъ островѣ.

Опираясь на начавшееся переоборудованіе заводовъ и на предстоящее безпристрастное выясненіе порядковъ вѣдомства, онъ настаивалъ на томъ, что интересы страны требуютъ выхода изъ тупика, созданнаго конфликтомъ.

Это засѣданіе мнѣ особенно памятно.

Въ то время политическая атмосфера была насыщена электричествомъ. Свѣдѣнія, доходившія до насъ, указывали, что Германія къ чему-то спѣшно готовится. Она усиленно проводила свою большую военную программу, которая должна была закончиться къ 1915 году, быть можетъ, нѣсколько ранѣе. Настроеніе у насъ было тревожное, мы усиленно торопили военное вѣдомство съ окончаніемъ хотя бы малой программы вооруженій, разрѣшенной весною 1908 года. Въ средствахъ военные не нуждались, Г. Дума охотно давала все, что они просили, и негодовала, что деньги слишкомъ медленно используются по назначенію.

Въ то же время мы сознавали, что въ области морской обороны ничего сдѣлано не было. Намъ казалось, что 4 дреднаута, изъ-за которыхъ шелъ споръ, мало измѣнятъ положеніе на Балтикѣ, если бы они даже какимъ-то чудомъ оказались построенными къ началу войны.

На Черномъ морѣ нашъ флотъ былъ сильнѣе турецкаго, но и тамъ наше господство на морѣ не было прочнымъ. Черноморскій флотъ состоялъ изъ судовъ устарѣлыхъ типовъ, никакихъ мѣръ къ его усиленію современными кораблями не предпринималось, а между тѣмъ ходили упорные слухи о намѣреніи турокъ срочно усилить свой флотъ дреднаутами.

Въ комиссіи Г. Думы мы указывали вѣдомству на эти слухи, но получали въ отвѣтъ презрительное пожиманіе плечъ.

Это насъ нервировало, т. к. мы сознавали огромное для насъ значеніе господства на Черномъ морѣ.

Вотъ этимъ засѣданіемъ у главы правительства мы и воспользовались, подняли во весь ростъ вопросъ о срочномъ усиленіи Черноморскаго флота и связали съ нимъ вопросъ о благополучномъ разрѣшеніи нашего конфликта съ вѣдомствомъ. Столыпинъ старался насъ успокоить, доказывалъ, что вѣдомство тщательно слѣдитъ за всѣмъ, что дѣлается на Черномъ морѣ, что пока турки пріобрѣли лишь два старыхъ броненосца, не имѣвшихъ боевого значенія, что у нихъ нѣтъ средствъ для покупки дреднаутовъ и т. д. Особенно рѣшительно эту точку зрѣнія поддерживалъ начальникъ морского генеральнаго штаба (адм. Эбергардъ), который выразился такъ: если у насъ есть средства на постройку сверхъ балтійскихъ дреднаутовъ еще нѣсколькихъ кораблей подобнаго типа, то ихъ слѣдуетъ строить на Балтикѣ, а не на Черномъ морѣ.

Съ этой точкой зрѣнія мы согласиться не могли.

Опять мы съ правительствомъ не договорились, конфликтъ не былъ улаженъ.

Лѣтомъ Гучковъ, быв. предсѣдатель нашей комиссіи по оборонѣ, поѣхалъ въ Константинополь и тамъ на мѣстѣ, отъ отвѣтственныхъ представителей русскаго правительства, узналъ, что Турція уже заказала одинъ сверхдреднаутъ въ Англіи и ведетъ переговоры о второмъ.

Почти въ то же время наше правительство получило подтвержденіе этихъ данныхъ изъ дипломатическаго источника. Въ Петербургѣ забили тревогу, особенно подъ шпицемъ.

Осенью, еще до начала сессіи, я узналъ, что Столыпинъ велъ переговоры съ нашимъ предсѣдателемъ о намѣреніи правительства спѣшно испросить кредиты на постройку для Черноморскаго флота 3-хъ дреднаутовъ, 9-ти турбинныхъ миноносцевъ и дивизіона подводныхъ лодокъ.

Тогда же мы обсудили этотъ вопросъ, рѣшили помочь прохожденію законопроекта и намѣтили способы и условія ликвидаціи конфликта.

Но послѣдняя задача оказалась не изъ легкихъ. Правда, законопроектъ объ усиленіи Черноморскаго флота прошелъ легко черезъ всѣ комиссіи, но когда приступили къ разсмотрѣнію бюджета на 1911 годъ, Г. Дума оставила кредиты на постройку балтійскихъ дреднаутовъ къ условному отпуску, т. е. вѣдомство не могло ими воспользоваться до внесенія въ Г. Думу и разсмотрѣнія ею особаго законопроекта. Вмѣстѣ съ тѣмъ она вычеркнула изъ смѣты все, что превышало отпуски предыдущаго года, т. е. все, что Г. Совѣть не могъ возстановить. Это было явной демонстраціей враждебности по адресу морского министра, который это учелъ и подалъ въ отставку.

Морскимъ министромъ былъ назначенъ адм. Григоровичъ. Началась новая эра въ дѣлѣ созданія флота.

При самомъ своемъ назначеніи адмиралъ Григоровичъ получилъ указаніе «ладить съ Г. Думой».

Это указаніе вполнѣ совпадало съ точкой зрѣнія адмирала на сущность взаимоотношеній, которыя ему предстояло установить съ народнымъ представительствомъ. Еще въ качествѣ товарища морского министра онъ прекрасно оріентировался въ людяхъ и настроеніяхъ Г. Думы и стремился на свой страхъ и рискъ найти пути сближенія. Теперь, ставъ отвѣтственнымъ руководителемъ политики вѣдомства, онъ круто повернулъ въ сторону сближенія, стремился наладить сотрудничество.

Его искренность, большой тактъ, государственный умъ и преданность интересамъ плавающаго флота импонировали депутатамъ, его цѣнили и ему вѣрили.

Кредиты на балтійскіе дреднауты и на усиленіе Черноморскаго флота прошли безъ затрудненій, наиболѣе важные кредиты, только что вычеркнутые Г. Думой, были ею возстановлены, даны деньги на расплату по долгамъ заводовъ.

Въ свою очередь вѣдомство внимательно прислушивалось къ указаніямъ и пожеланіямъ Гос. Думы, его хозяйственныя и техническія учрежденія реорганизовывались, на многіе отвѣтственные посты назначены новые люди, часто прямо съ палубы.

Только однажды отношенія на моментъ, какъ бы, омрачились. Это было весной 1912 года. Г. Дума разсматривала законопроектъ объ отпускѣ 500 милліоновъ рублей на усиленіе Балтійскаго флота. Дѣло шло о постройкѣ 4-хъ крейсеровъ-сверхдреднаутовъ (типа «Кинбургъ»), шести легкихъ крейсеровъ, 36-ти миноносцевъ и 18 подводныхъ лодокъ. Сверхъ того предполагалось соорудить большое число вспомогательныхъ судовъ и пловучихъ средствъ и оборудованіе базъ флота.

Въ числѣ испрашиваемыхъ кредитовъ имѣлась огромная сумма на оборудованіе Ревельскаго порта, такъ какъ въ то время созрѣла мысль объ укрѣпленной позиціи Ревель-Поркалаутъ и о переводѣ флота въ Ревельскій порть. Кредитовъ на укрѣпленіе района въ законопроектѣ не имѣлось, такъ какъ у насъ была прочно установившаяся традиція, что работы по укрѣпленію и вооруженію крѣпостей, даже приморскихъ, выполняются военнымъ вѣдомствомъ.

Поэтому кредиты по укрѣпленію Ревель-Поркалаутскаго района были внесены въ чрезвычайные кредиты военнаго министерства, высшіе представители коего не скрывали своего отрицательнаго отношенія къ проекту моряковъ укрѣпить Ревель. Они видѣли въ немъ лишь непроизводительную трату денегъ и отвлеченіе для обороны крѣпости значительной воинской части. По этому для насъ было ясно, что вопросъ объ укрѣпленіи Ревеля затянется надолго и новая неукрѣпленная база можетъ въ случаѣ войны легко попасть въ руки врага подобно Дальнему. Въ силу этихъ соображеній Г. Дума вычеркнула кредиты на Ревельскій портъ впредь до приступа къ работамъ по укрѣпленію района.

Создалось безвыходное положеніе. Морское министерство было безсильно поторопить своихъ сухопутныхъ коллегъ, тѣ играли въ затяжку, вопросъ о новой базѣ повисъ въ воздухѣ. Адм. Григоровичъ готовъ былъ взять на себя постройку укрѣпленій, но этому препятствовали прочно сложившіяся традиціи. Начать открытую борьбу противъ военнаго министерства предъ лицомъ высшей власти онъ не могъ, этому тоже препятствовали традиціи и министерская солидарность.

Начали искать выхода и нашли его общими усиліями. Предсѣдатель Г. Думы доложилъ Государю причину отказа въ кредитахъ на Ревельскую базу и высказалъ наше мнѣніе о желательности изъять постройку новой крѣпости изъ вѣдѣнія военныхъ и о передачѣ этого дѣла морякамъ. Государь принялъ рѣшеніе, адм. Григоровичъ получилъ соотвѣтственныя указанія. Немедленно въ Г. Думу былъ внесенъ законопроектъ о 90 съ лишкомъ мил. р. на укрѣпленіе и вооруженіе Ревель-Поркалаутскаго района, деньги были отпущены и работы начаты подъ руководствомъ морского вѣдомства. Послѣ этого кредиты на портовыя сооруженія Ревеля прошли безъ затрудненій.

Еще разъ до войны, въ самомъ началѣ 1914 года, вѣдомство вошло съ представленіемъ объ отпускѣ сверхсмѣтнаго кредита въ сто съ чѣмъ-то милліоновъ рублей на постройку четвертаго дреднаута, 4-хъ легкихъ крейсеровъ и 9 миноносцевъ для Черноморскаго флота. Деньги были даны несмотря на то, что какъ разъ въ это время Г. Дума приняла большую военную программу, отпустивъ военному вѣдомству на ея выполненіе болѣе 800 мил. руб. сверхъ смѣты.

Мнѣ кажется, этихъ фактовъ достаточно, чтобы освѣтить истинное отношеніе Г. Думы къ дѣлу развитія русской морской силы. Если къ началу войны нашъ флотъ не имѣлъ современныхъ боевыхъ судовъ, вина не на народномъ представительствѣ.

Н. Савичъ.
Возрожденіе, №1653, 11 декабря 1929

Views: 28