«Все политика да политика»… Ну что же, для разнообразія поговоримъ о кинематографѣ. Благо тема «праздничная»: куда же въ самомъ дѣлѣ въ парижскій праздникъ пойти, какъ не въ синема (если мало денегъ) или въ «boite» (если ихъ много)…
Изъ впечатлѣній порядка кинематографическаго — послѣднее слѣдующее. Въ соотвѣтствующемъ отдѣлѣ распространенной газеты «Пари Миди» читаю отчетъ о высоко интересномъ сеансѣ, данномъ для немногихъ избранныхъ. Мѣсто сеанса — совѣтское посольство. Фильмъ — «Главная линія», произведеніе совѣтскихъ кинематографистовъ Эйзенштейна и Александрова. Объ Эйзенштейнѣ французскій журналистъ говоритъ съ какимъ-то трепетомъ и почтительнымъ восторгомъ. Вы чувствуете, что въ мірѣ Эйзенштейнъ какая-то очень большая «знаменитость»…
***
Теперь я вспоминаю, что нѣсколько дней назадъ, въ той же газетѣ и тотъ же французскій журналистъ описывалъ прибытіе изъ Лондона этого самаго Эйзенштейна и торжественную встрѣчу его на парижскомъ вокзалѣ. Помню, тогда весь тонъ его замѣтки казался мнѣ очень комичнымъ. Дѣйствія и слова совѣтскаго кинематографиста описывались такъ, какъ если бы то былъ одинъ изъ величайшихъ людей современности. Да, мнѣ показалось это смѣшно, и я подумалъ, какъ все-таки скуденъ и жалокъ кинематографическій мірокъ со всѣми своими маленькими знаменитостями.
***
Но только ли это смѣшно, а, главное, безобидно ли. Полно, большевики никогда не дѣлаютъ безобидныхъ вещей! И «слава» Эйзенштейна», стяжавшаго лавры своимъ «Потемкинымъ» — вещь далеко не безобидная. О да, французскіе «спеціалисты», собравшіеся въ посольствѣ СССР глядѣть новыя достиженія кинематографической техники, понимали, конечно, что фильмъ «Главная линія» — есть очередной заказъ правительства. Но почему бы могли они отнестись съ осужденіемъ къ той какъ будто невинной «культурной» пропагандѣ, которой посвященъ этотъ фильмъ? Вѣдь онъ разсказываеть только о томъ, какъ темна еще русская крестьянская масса и какъ сопротивляется она разнымъ полезнымъ нововведеніямъ. Французъ вѣритъ, конечно, что нововведенія эти энергично проводятся большевиками, «просвѣщенными народолюбцами», заботящимися о благѣ мужика. Вмѣстѣ съ этими народолюбцами онъ не прочь и самъ снисходительно посмѣяться надъ суевѣріями старой Россіи, надъ крестнымъ ходомъ, напримѣръ, съ молитвами о дождѣ, если онъ такъ талантливо изображенъ Эйзенштейномъ. Французъ приходитъ любоваться техникой знаменитаго режиссера, но мимоходомъ и кстати воспринимаетъ онъ при семъ случаѣ тѣ «истины» о Россіи, которыя преподносятъ ему большевики.
***
Не ясенъ ли вамъ большевицкій расчетъ? Поясню его все тѣмъ же примѣромъ. «Пари Миди», какъ вы знаете, газета довольно здравая. И на первой и на третьей страницѣ охотно печатаетъ она о большевикахъ ту правду, которая стала, наконецъ, достояніемъ и иностранцевъ. Ну а на пятой страницѣ? На пятой страницѣ вы найдете восхваленіе талантовъ Эйзенштейна, который очевидно только за тѣмъ и прибылъ въ Европу, чтобы показывать здѣсь ту большевицкую ложь, которая въ глазахъ иностранцевъ можетъ сойти за правду.
***
Такова тактика большевиковъ. Тамъ, гдѢ ихъ не пускаютъ съ чистаго хода, они стараются пролѣзть съ «чернаго крыльца». Находясь въ войнѣ съ обществомъ, они вполнѣ резонно ищутъ всѣ слабые пункты этого общества, которые могутъ явиться точками приложенія для ихъ усилій. И мнѣ нѣтъ надобности объяснять здѣсь, что кинематографія и въ Евролѣ и въ Америкѣ, просто въ силу низкаго моральнаго уровня тѣхъ людей, въ чьихъ рукахъ она находится, являетъ собой нѣкій слабый пунктъ. И слабый, и важный вмѣстѣ съ тѣмъ, и чувствительный, ибо что же можетъ быть прямѣе и удобнѣе этого способа воздѣйствія на массы, котораго вообще такъ жаждутъ большевики? Одинъ фильмъ для нихъ, быть можетъ, важнѣе, чѣмъ десятокъ коммунистическихъ депутатовъ въ парламентѣ. Тѣмъ все равно никто не вѣритъ, фильму же могутъ повѣрить, увѣровавъ въ его техническія и художественныя достоинства.
***
Большевики дѣйствуютъ неглупо и осторожно… Первое о чемъ заботятся они, это именно заставить зрителя увѣровать въ техническія и художественныя достоинства совѣтской кинематографіи. Для указанной цѣли была пущена въ ходъ всяческая реклама, были призваны на помощь всевозможные высоко-нейтральные спеціалисты (отъ нихъ вѣдь не требовалась политика!). Большевики понимали, что нужно создать готовое мнѣніе, на которое такъ падокъ европеецъ и американецъ, надо пустить въ ходъ моду, которой онъ такъ легко подчиняется.
Н они достигли многаго, я сказалъ бы совсѣмъ незаслуженно многаго, если дѣйствительно судить совѣтскіе фильмы съ художественной и технической стороны. Я видѣлъ многіе изъ нихъ (въ Ригѣ показываютъ ихъ безпрепятственно). Никогда и ни въ чемъ не видѣлъ я признака большой творческой новизны. Совѣтскіе кинематографисты ловко варьируютъ пріемы, найденные американской кинематографіей. Иногда можно говорить о тщательности работы, о продуманности мелочей, объ усердныхъ и добросовѣстныхъ исполнителяхъ. Все это черты, унаслѣдованныя совѣтской кинематографіей отъ долгихъ традицій русскаго театральнаго дѣла. Но это и все. О выдумкѣ говорить не стану: если въ ней нѣтъ намѣренной подлости, то всегда непремѣнно мелькнетъ гдѣ-нибудь нечаянная гнусность…
***
Теперь я хотѣлъ бы спросить слѣдующее. Мы гордимся, что русскіе завоевали видное мѣсто во многихъ отрасляхъ западной жизни. Это касается, повидимому, и кинематографіи. Кажется нѣтъ такой кинематографической организаціи, гдѣ не было бы русскихъ именъ и при томъ далеко не среди однихъ статистовъ. Есть русскіе директора, режиссеры, художники, техники, актерскія знаменитости «обоего пола». Ну, а если все это дѣйствительно есть, то не пора ли понять этой русской кинематографической арміи, то, что труднѣе понять иностранцу, а именно, что подъ флагомъ будто то бы художественныхъ и техническихъ достиженій совѣтскаго фильма, въ Европу вторгается самая дерзкая большевицкая пропаганда. А если понять это, то развѣ нельзя дать какъ слѣдуетъ отпоръ всѣмъ притязаніямъ совѣтскихъ агентовъ, даже если среди нихъ есть такія кинематографическія знаменитости, какъ «самъ» Эйзенштейнъ?
Павелъ Муратовъ.
Возрожденіе, №1668, 26 декабря 1929.
Views: 26