Любопытное извѣстіе изъ Америки о коммунистическихъ демонстраціяхъ. Драка полиціи съ кучкой въ нѣсколько сотъ демонстрантовъ произошла въ святилищѣ, можно сказать, американскихъ финансовъ — на Уоллъ-Стритъ. Другія стычки имѣли мѣсто между безработными и полиціей въ Ситлѣ, въ Чикаго, въ Лосъ-Анжелосъ. Наиболѣе интересной чертой всѣхъ этихъ «выступленій» была пожалуй слѣдующая, отмѣченная нью-іоркскими газетами. Во время драки на Уоллъ-Стритъ «улица» явно выказывала свои бурныя симпатіи къ демонстрантамъ. Улица, гдѣ помѣщается нью-іоркская биржа, осталась на короткое время «во власти шумной, бушующей толпы, состоящей изъ городскихъ подонковъ, которые появляются на свѣтъ Божій лишь во время безпорядковъ».
***
Не будемъ преувеличивать значеніе американскихъ безпорядковъ, но не будемъ и пріуменьшать. Всѣ послѣдніе годы живемъ мы въ твердомъ убѣжденіи, что американская система труда, американский типъ жизни вообще не благопріятствуетъ широкимъ соціально-революціоннымъ движеніямъ. Это до извѣстной степени вѣрно. Всѣмъ вѣдомъ тотъ весьма печальный для «ортодоксовъ марксизма» фактъ, что наиболѣе промышленная изъ современныхъ странъ Америка является какъ разъ наименѣе благопріятной для соціалъ-демократическаго движенія. Значитъ ли это, однако, что американская система труда, американскій типъ жизни исключаютъ возможность какихъ бы то ни было революціонныхъ движеній? Можетъ быть и не значитъ. Можетъ быть тамъ революціонное движеніе, въ силу особенныхъ условій жизни, должно принять и особенныя формы. Ибо, какъ показалъ опытъ Россіи, революціонерская энергія, вопреки катехизису ортодоксальнаго марксизма, можетъ найти для себя совершенно иные пути.
***
Эти пути подсказываются въ Америкѣ особенностями американскаго уклада жизни, который есть по преимуществу укладъ жизни большихъ и даже огромныхъ городовъ, — укладъ, распространенный при этомъ на всю страну. Америка, несмотря на свою цвѣтущую сельско-хозяйственную промышленность, не знаетъ деревни въ смыслѣ деревенскаго уклада жизни, отличнаго отъ городского. Но тамъ, гдѣ преобладаетъ укладъ жизни сложившійся по типу жизни большихъ городовъ, тамъ всегда есть отличный матеріалъ для революціонной борьбы.
***
Этотъ «матеріалъ» поставляется въ изобиліи той сѣтью трущобъ, той — «джунглей», которая составляетъ непременную принадлежность большого города. Въ городскихъ джунгляхъ таится соціальный «хищный звѣрь» — существо нѣсколько болѣе опасное, чѣмъ тѣ «соціальныя стада», которыя мирно щиплютъ траву на пастбищахъ еще довольно жирной индустріи. Со свойственной имъ большой дѣловитостью коммунисты возлагаютъ свои главный надежды въ Америкѣ именно на этого соціальнаго «хищнаго звѣря».
***
Американскій революціонизмъ существуетъ. Индивидуальныя вспышки его мы можемъ наблюдать въ бандитско-бутлегерской хроникѣ Чикаго и Нью-Іорка. Было бы слѣпотой не видѣть въ этихъ порой отчаянно смѣлыхъ дѣяніяхъ грознаго указанія на таящіяся революціонныя энергіи Америки. Бандитско-бутлегерская борьба съ обществомъ протекаетъ пока въ формѣ изолированнаго, индивидуальнаго дЬйствія. Она переживаетъ свой «рыцарскій», свой «героическій» періодъ. Но всякое изолированное индивидуальное, бандитско-бутлегерское дѣйствіе создаетъ вокругъ себя родственную среду, сочувственную аімосферу. Эта среда, эта атмофера, въ какой-то очень грубой, рѣзкой, очень откровенной формѣ, выражаетъ «соціальное недовольство», «соціальный протестъ». Она можетъ быть до поры до времени незамѣтна въ жизни. Но достаточно нѣкотораго нарушенія экономическаго равновѣсія, нѣкотораго увеличенія выброшенныхъ вонъ безработныхъ, чтобы она, какъ это было только что на Уолл-Стритъ, заполнила улицу.
***
Экономическое положеніе Америки пока что дѣлаетъ шансъ революціи ничтожнымъ. Но психологическое состояніе американскихъ городскихъ джунглей дѣлаетъ этотъ шансъ не такъ ужъ малымъ. Революціонныя силы въ Америкѣ налицо, хотя къ счастью и нѣтъ обстоятельствъ, которыя могли бы привести ихъ въ дѣйствіе. Когда эта силы выходятъ наружу — имъ противостоитъ полиція. Но опасность американской ситуаціи и состоитъ въ томъ, что полиція въ Америкѣ не есть только авангардъ государственнаго порядка. Это чуть ли не самое ядро «порядка». Американская государственность не есть нѣчто сложившееся вѣками, традиціонное, устойчивое. Это, какъ говорятъ, «родъ общежитія, регулируемаго полицейскими правилами и состоящаго подъ охраной полиціи». Если это такъ, то задача американскаго революціонизма столь же упрощена, сколь упрощенъ онъ самъ. Въ ежедневной, обыденной борьбѣ съ полиціей воспитываетъ онъ себя какъ разъ въ томъ направленіи, гдѣ лежитъ и его финальная фаза.
Павелъ Муратовъ.
Возрожденіе, №1732, 28 февраля 1930.
Views: 17