Павелъ Муратовъ. «Хитлеріана»

Новый спеціальный номеръ талантливо ведущагося еженедѣльника «Же сюи парту», посвященъ цѣликомъ хитлеровскому движенію въ обстановкѣ современной Германіи. Заимствуемъ отрывки изъ этого весьма обстоятельнаго и поучительнаго разносторонняго обзора.

Введеніе къ «Хитлеріанѣ» «Же сюи парту» написано извѣстнымъ историкомъ и политическимъ писателемъ Пьеромъ Гаксотомъ.

(Пьеръ Гаксотъ). Гдѣ естественныя границы Германіи? Французское сознаніе никогда не одобрило бы завоеваній, сдѣланныхъ нами по ту сторону Рейна, Альпъ или Пиренеевъ. Въ отличіе отъ этого, ни Рейнъ, ни Висла, ни Дунай не обрисовываютъ для Германіи окончательной границы. Жители этой страны никогда не знаютъ въ точности, до какихъ поръ простирается ихъ земля. Они могутъ, слѣдовательно, бросать завоевательные взгляды на всѣ четыре стороны свѣта. Сама природа вещей сдѣлала Францію элементомъ порядка и устойчивости, тогда какъ обратила она Германію въ страну завоевателей, вѣчно готовую расшириться, вѣчно кипящую желаніемъ разрастись… Передо мною нѣмецкій школьный атласъ. Тогда какъ у насъ во Франціи на школьныхъ картахъ такъ отчетливо обозначены очертанія нашей страны, никогда не окруженной болѣе широкими границами какой-то «возможной», будущей Франціи — на школьной картѣ Германіи обозначены, напротивъ, всѣ попытки распространенія. Краснымъ здѣсь отмѣчена территорія нынѣшняго государства. Нѣсколько болѣе слабымъ цвѣтомъ окрашены «территоріи нѣмецкаго языка и цивилизаціи»: Эльзасъ, Лотарингія, Бельгія, Голландія, Австрія, Чехо-Словакія и половина Польши. Затѣмъ еще инымъ оттѣнкомъ закрашены территоріи, которыя «когда-то были нѣмецкими» на протяженіи хотя бы двухъ вѣковъ — вся древняя имперія Карла Великаго. И, наконецъ, особымъ цвѣтомъ обозначены территоріи, которыя ожидаютъ германскаго переселенія — вся цѣликомъ Польша, Украйна и Венгрія!

Для русскаго читателя особенно поучительно это подкрашиваніе нѣмецкой краской, «въ виду будущаго», частей россійской имперіи…

Г. Пьеръ Гаксотъ, изображая нѣмецкую мечту о распространеніи, даетъ глубокое объясненіе тому національному броженію въ Германіи, которое связано съ именемъ Хитлера. Что такое въ концѣ концовъ Хитлеръ?

(Клодъ Жантэ). Кто-то сказалъ, что Хитлеръ — это проявленіе одной изъ формъ нѣмецкаго недовольства. Это не такъ. Хитлеръ — это и есть преимущественная форма нѣмецкаго недовольства. Когда онъ увлекаетъ толпы на собраніяхъ, чередующихся тысячами, при помощи своего пламеннаго краснорѣчія, надо констатировать, что въ данномъ случаѣ Германія говоритъ его устами. Ибо онъ неистово овладѣваетъ всѣми мотивами нѣмецкаго недовольства, такъ же какъ и всѣми надеждами Новой Германіи… Самая безличность этого человѣка является оттого одной изъ важнѣйшихъ характеристикъ его личности.

Жюль Сорвейнъ разсказываетъ о столь могущественномъ для нѣмецкаго ума вліянія своеобразнаго политическаго мистицизма, выражаемаго Адольфомъ Хитлеромъ.

(Жюль Сорвейнъ). Дѣло не въ томъ, что Хитлеръ излагаетъ какую-то практическую программу, но въ томъ, что онъ даетъ волю своему мистическому вдохновенію. Удивительно, какъ на хитлеровскихъ собраніяхъ все, взятое вмѣстѣ, — музыка, формы, декорированное зало и даже самый тонъ проповѣдника — какъ *все это неожиданно

напоминаетъ Армію Спасенія.* Душа, духъ, Богъ, Германія — всѣ эти большія слова звучатъ почти молитвенно въ періодахъ оратора, который основалъ не столько политическую партію, сколько своеобразное религіозное движеніе.

Нашъ соотечественникъ г. Андрей Левинсонъ очень интересно разсказываетъ о томъ, какимъ маленькимъ эпизодомъ рядомъ съ этимъ могущественнымъ движеніемъ является интеллектуальная группа писателей и журналистовъ, пытающихся отстаивать традиціи прежней гуманистической Германіи.

(Андрей Левинсонъ). Передъ этимъ бурнымъ взрывомъ нынѣшнихъ нѣмецкихъ настроеній, единымъ въ общемъ, несмотря на частныя несогласія, французское общество къ смущеніи невольно спрашиваетъ себя, а не есть ли та «иная» Германія, братски и человѣчески солидарная съ другими народами, только миражъ или даже только обманъ, долженствующій сбить съ толку легковѣрнаго читателя? Сказать такъ, значило бы, разумѣется, обидѣть многіе благородные умы. стремящіеся, несмотря ни на что, къ дѣлу мира и не отказывающіеся отъ своихъ французскихъ симпатій.

«Иная Германія» все еще существуетъ, однако, надо сознаться, что спиритуальная территорія, надъ которой господствуетъ она, съ каждымъ днемъ все болѣе и болѣе сокращается и становится сейчасъ подобной по своему значенію развѣ только княжеству Монако или республикѣ Санъ-Марино… Что же является этому причиной? Быть можетъ, экономическій кризисъ? Возможно, но лишь отчасти. Невѣрно думать, что чисто матеріальныя причины являются рѣшающими въ тріумфѣ Хитлера и что это только въ силу безработицы подъ знакомъ свастики укрылись отъ житейскихъ невзгодъ толпы деклассированныхъ и голодныхъ людей. Быть можетъ, идеалъ, питающійся гордыней и злобой, самъ по себѣ страшенъ, но на основаніи этого не слѣдуетъ отрицать, что хитлеровское движеніе есть по существу идеалистическое движеніе. Оно имѣетъ свои идеологическія основанія, и хотя оно электризуетъ толпы демагогическими обѣщаніями, оно параллельно съ тѣмъ, привлекаетъ на свою сторону фанатическихъ послѣдователей изъ интеллектуальной среды. То, что намъ кажется безуміемъ, представляется логикой для многихъ примѣчательныхъ умовъ. *Существуетъ цѣлая огромная литература этого толка, единственнымъ образцомъ которой, извѣстнымъ пока во Франціи, надо считать книгу «Стальныя бури» Эрнеста Юнгера, прославляющаго пришествіе новой породы людей, новаго сверхчеловѣка, «штурмового гренадера центральной Европы»…

Г. Андрей Левинсонъ указываетъ далѣе въ своей интересной статьѣ на идеологическую связь хитлеровскаго движенія съ Ницше и Вагнеромъ и на то обстоятельство, что Освальдъ Шпенглеръ заложилъ какъ бы основы хитлеровской идеологіи въ своей извѣстной книгѣ «Конецъ Запада». На распространеніе новой идеологіи въ культурной и интеллектуальной нѣмецкой средѣ указываетъ то обстоятельство, что такія «боевыя» книги «хитлеризма» какъ, напримѣръ, «Конецъ капитализма» Фердинанда Фриде, печатаются теперь знаменитымъ издательствомъ Эйгенъ Дидерихсъ въ Іенѣ, выпускавшемъ нѣмецкихъ классиковъ и романтиковъ, «Эду», «Фауста» и «Гимны къ ночи»… Г. Андрей Левинсонъ усматриваетъ въ этомъ обстоятельствѣ какъ бы «интеллектуальное благословеніе», даваемое нынѣшней Германіей націоналъ-соціализму Адольфа Хитлера!

Павелъ Муратовъ.
Возрожденіе, № 2448, 14 февраля 1932.

Views: 34