П<авелъ> М<уратовъ>. Каждый День. 27 декабря 1929

Кемаль-паша запретилъ туркамъ феску и кофе. Въ Москвѣ Сталинъ запретилъ русскимъ Рождество и елку. Мнѣ уже пришлось слышать сопоставленія по этому поводу и разсужденія о томъ, что приверженность «восточныхъ народовъ» къ старымъ обычаямъ оказалась легендой. Вотъ молъ и русскіе, какъ и турки, удовлетворились пассивнымъ сопротивленіемъ «гдѣ-то внутри» и безъ всякаго видимаго отпора уступили «начальству» и бытовой, и религіозный свой праздникъ.


Все это печально, конечно. Но можетъ быть то, что мы видимъ, любопытнѣе всего не только съ этой стороны. Рѣзкости Кемаля, наглости Сталина въ нѣкоторомъ смыслѣ отвѣтствуютъ все же одной особенности духа нашего времени. Въ Москвѣ, конечно, какъ извѣстно, все превращается въ злую карикатуру. Но вотъ и болѣе цивилизованные, такъ сказать, аспекты той же особенности. Въ Италіи правительственныя сферы озабочены созданіемъ «національной» и «моральной» моды. Въ Америкѣ правительственная власть насильственнымъ образомъ заставляетъ населеніе воздерживаться отъ вина и пива.


Государство теперь безъ малѣйшаго стѣсненія вмѣшивается въ частную жизнь человѣка. Резонъ государственный объявляется превыше всего и ему должны быть принесены въ жертву вѣрованія, привязанности, привычки, вкусы и слабости человѣческія. Помню, во время войны меня поразилъ выгравированный на нѣмецкихъ пушкахъ «брутальный» девизъ: «ultima ratio». Боже! Какъ много воды утекло съ тѣхъ поръ… Современная государственность наиболѣе «моднаго» типа готова начать съ того, чѣмъ кончали споръ прежнія государства. На пушкахъ своихъ она можетъ написать, что это первый ея (а можетъ быть и единственный) доводъ.


Что же можетъ противопоставить отдѣльный человѣкъ этому первому и послѣднему доводу, этому всесильному государственному резону? Парламентскія вольности? Ну, для этого надо снова родиться во времена Кромвеля. Принципы 1789 года? Но кажется, послѣдній человѣкъ «принциповъ 1789 года», Жоржъ Клемансо, сошелъ въ могилу.

Лишь одно достаточно громкое и авторитетное слово было произнесено въ мірѣ по этому поводу. Произнесено оно было въ Италіи, и это естественно, ибо тамъ припципы новой государственности послѣдовательнѣе, тверже и, можетъ быть, разумнѣе всего проводятся въ жизнь. Въ одной изъ своихъ рѣчей папа напомнилъ, что съ точки зрѣнія христіанской не человѣкъ существуетъ для государства, но государство существуетъ вѣдь только для человѣка. Христіанство не можетъ принести человѣка въ жертву даже самымъ полезнымъ и самымъ благимъ государственнымъ «резонамъ», ибо человѣкъ есть цѣль.

Простая и старая мысль! Мысль, лежащая въ то же время въ основѣ всей огромной европейской культуры (христіанской въ своемъ глубокомъ существѣ). Но вотъ мысль, въ наши особенныя времена то грубо подавляемая, то рѣзко оспариваемая съ точки зрѣнія поглотившаго совсѣмъ человѣка государственнаго «ultima ratio».

П<авелъ> М<уратовъ>
Возрожденіе, №1669, 27 декабря 1929.

Views: 36