С. Таврогинъ. Совѣтскій антисемитизмъ

Отъ редактора. — Статья любопытна приводимыми въ ней цифрами. О національномъ составѣ ВЧК можно судить по болѣе поздней и тоже краснорѣчивой статистикѣ:

«На моментъ созданія НКВД 10 іюля 1934 года изъ 96 руководящихъ работниковъ 30 были русскими (31,25%), 37 (38,54%) — евреями. Кромѣ того, имѣлось: украинцевъ — 5 (5,21%), поляковъ — 4 (4,17%), латышей — 7 (7,29%), нѣмцевъ — 2 (2,08%), грузинъ — 3 (3,13%), армянъ — 1 (1,04%), азербайджанцевъ— 1 (1,04%) и др.

Въ концѣ сентября 1936 года из 110 руководителей: 43 — евреи, 33 — русскіе, 5 — поляки, 9 — латыши, 2 — нѣмцы» («Кто руководилъ НКВД. 1934 — 1931. Справочникъ». «Звенья». М., 1999).


«Нѣть еврейскаго вопроса, если его не ставить». Къ такому выводу пришелъ С. Поляковъ-Литовцевъ вь своей статьѣ: «Что намъ не нравится» («Посл<ѣднія> Нов<ости>» №2895), отвѣчая на книгу Шульгина подъ заглавіемъ: «Что намъ въ васъ не нравится».

Основная ошибка обоихъ авторовъ въ томъ, что частное явленіе, извѣстное подъ именемъ «совѣтскаго антисемитизма», они обращаютъ въ общееврейскій вопросъ и тѣмъ крайне затрудняютъ правильное освѣщеніе указаннаго явленія, приняѣвшаго характеръ настоящей эпидеміи, все шире и шире распространяющейся среди обитателей совѣтскаго Эдема и поражающей не только темныя народныя массы, но и совѣтскую интеллигенцію и даже партійные круги.

Замалчивать это явленіе въ наивной надеждѣ, что оно постепенно изживаетъ себя, ни въ чьихъ интересахъ — ни евреевъ, ни русскихъ. Пусть совѣтская власть до послѣдняго времени упорно замалчивала наличность антисемитизма въ совѣтской Россіи (что, однако, не помѣшало ему пріобрѣсти столь грозный характеръ, что заговорила с немъ вся иностранная печать), — для насъ совѣтскій антисемитизмъ есть порожденіе существующаго въ Россіи политическаго строя и такъ прочно связанъ съ этимъ строемъ, что исчезновеніе его обуславливаетъ и исчезновеніе антисемитизма въ его теперешнихъ дикихъ формахъ, — поэтому борьба съ совѣтской властью является, въ то же время, единственно возможной и цѣлесообразной борьбой съ самимъ антисемитизмомъ.

Но нельзя замалчивать этого явленія и по другой причинѣ. По мѣрѣ того, какъ растеть и крѣпнетъ антисемитизмъ въ Россіи, усаливается и вполнѣ естественное возмущеніе евреевъ противъ антисемитовъ. Нe желая или не умѣя понять истинныхъ причинъ, нѣкоторые eврtи находятъ ихъ въ самомъ характеръ русскаго народа, въ исторически присущей ему склонности къ анархіи и ко всякаго рода погромамъ. «Свою собственную страну разгромилт, что же имъ стоить устроить еврейскій или иной погромъ?» — говорилъ одинъ еврей, бѣжавшій изъ Петербурга отъ бытующихъ [напечатано: будущихъ] тамъ юдофобскихъ настроеній. И такое объясненіе приходилось слышать не разъ. Нѣкоторый намекъ на это свойство русскаго народа содержится и въ статьѣ г. Литовцева, когда онъ совѣтуетъ намъ, русскимъ, вспомнить «океанъ безсмысленной и жестокой злобы, которую излилъ на насъ нашъ собственный народъ».

Однако изъ этой злобы мы, по словамъ г. Литовцева, не осмѣливаемся дѣлать «планетарныхъ выводовъ». Да, г. Литовцевъ, не осмѣливаемся, но не изъ чувства стыда за свой народъ, а по той простой причинѣ, что изъ революціонныхъ кошмаровъ вообще никакихъ планетарныхъ выводовъ дѣлать нельзя. Никто ихъ не дѣлаетъ и въ отношеніи русскихъ евреевъ.

Мало того. Я самымъ рѣшительнымъ образомъ отвергаю право г. Шульгина и г. Литовцева говорить отъ имени какихъ-то «мы». Кто эти «мы», которымъ, по мнѣнію Шульгина, не нравится въ «васъ» то-то и то-то, и кто эти «вы», отъ имени которыхъ г. Литовцевъ отвѣчаетъ съ такимъ же апломбомъ на легкомысленную выходку г. Шульгина? Слова «мы» и «вы» вообще не должны имѣть мѣста при обсужденіи вопроса о совѣтскомъ антиеврействѣ, ибо эти слова свидѣтельствуютъ о наличіи двухъ взаимно противоположныхъ сторонъ, чего въ дѣйствительности нѣтъ.

Вѣдь рѣчь идетъ о русскихъ евреяхъ, т. е. о евреяхъ, крѣпко и прочно связанныхъ съ Россіей, для которыхъ послѣдняя является родиной, которымъ ея интересы должны быть столь же близки и дороги, какъ и всякому россіянину. Мы могли бы привести немало примѣровъ тому, какую громадную услугу оказали и оказываютъ русскіе евреи дѣлу русской культуры заграницей. Особенно ярко наблюдается это въ лимитрофныхъ государствахъ, гдѣ русское еврейство — чуть ли не наиболѣе стойкій защитникъ русской культуры и русскаго языка. Еврейскія дѣти, въ подавляющемъ большинствѣ, обучаются въ русскихъ школахъ; ихь родители продолжаютъ упорно считать своимъ языкомъ русскій, праздникъ дня русской культуры является такимъ же праздникомъ и для еврея, какъ и для русскаго эмигранта.

Поэтому-то дѣленіе на «мы» и на «вы» представляется намъ не только лишеннымъ всякаго здраваго смысла, но и крайне вреднымъ. И конечно, наличность широко распространеннаго въ совѣтской Россіи антисемитизма отнюдь не опровергаетъ нашихъ утвержденій и не доказываетъ правильности упомянутаго дѣленія…

Возникновеніе совѣтскаго антисемитизма относится ко времени большевицкаго переворота. Уже въ началѣ 1919 г. можно было наблюдать нѣкоторые тревожные признаки начинающейся болѣзни, принявшей въ теченіе послѣдующихъ двухъ лѣтъ настолько широкіе размѣры, что на эту болѣзнь обратило вниманіе и само совѣтское правительство, хотя и не придало ей серьезнаго значенія, будучи увѣрено, что чека сумѣетъ справиться съ нею.

Вскорѣ послѣ провозглашенія нэпа въ Москвѣ возникъ небольшой кружокъ старыхъ юристовъ, задачей котораго была разработка вопросовъ права въ примѣненіи къ новому государственному строю. Засѣданія кружка происходили подъ вывѣской «совѣщаній юрисконсульствъ государственныхъ учрежденій» и потому не вызывали особыхъ подозрѣній, тѣмъ болѣе, что въ началѣ своей дѣятельности кружокъ крайне осторожно допускалъ новыхъ членовъ. Въ одномъ изъ засѣданій разговоръ зашелъ о сильно распространившемся въ одномъ изъ учрежденій антисемитскомъ настроеніи. Оказалось, что то же самое наблюдается и въ другихъ мѣстахъ, и послѣ краткаго обмѣна мнѣній было рѣшено набрать особую комиссію, поручивъ ей собрать по возможности исчерпывающій матеріалъ но этому вопросу и выяснить причины антисемитизма. Въ виду этого каждый членъ комиссіи долженъ былъ произвести обслѣдованіе своего учрежденія путемъ осторожныхъ бесѣдъ со служащими и, если окажется возможнымъ, установить сношенія и съ другими учрежденіями. Эта работа комиссіи, благодаря особенности тогдашнихъ условій жизни, продолжалась свыше трехъ мѣсяцевъ, и въ результатѣ получился крайне интересный и цѣнный матеріалъ, который и вылился затѣмъ въ обширный докладъ.

Изъ разспросовъ, произведенныхъ членами комиссіи, выяснилось, что основной причиной антисемитизма является успѣшная конкуренція евреевь въ той безпощадной борьбѣ за существованіе, какая происходила въ эпоху военнаго коммунизма. Встрѣчались еще отдѣльныя указанія на слишкомъ близкое и усердное соучастіе евреевъ въ безчинствахъ совѣтской власти, но доминирующее значеніе имѣла все же чисто экономическая причина. Желая провѣрить правильность полученныхъ указаній, члены комиссіи произвели численный подсчетъ состоящихъ на службѣ въ государственныхъ чрежденіяхъ евреевъ, причемъ оригинальная статистика дала слѣдующіе результаты.

Наибольшій процентъ евреевъ оказался на болѣе отвѣтственныхъ постахъ, начиная съ секретарей и кончая завѣдывающихъ отдѣлами и подотдѣлами. Такъ, въ наркомфинѣ, включая сюда и націонализированные банки, на указанныхъ постахъ оказалось 60 проц. евреевъ, въ наркоминдѣлѣ около 55 проц., въ совнаркомѣ 45 проц., въ наркомюстѣ 40 проц., въ наркомпродѣ 30 проц. Относительно другихъ наркоматовъ точныхъ свѣдѣній собрать не удалось: напримѣръ, ВЧК сказалась недосягаемой, за исключеніемъ нѣсколькихъ отдѣловъ; но въ нихъ занимали первенствующее мѣсто латыши, которые за свои прославленныя звѣрства и получили названіе «бѣлыхъ китайцевъ».

Само по себѣ превосходство евреевъ на отвѣтственныхъ постахъ не могло еще служить достаточнымъ матеріаломъ для разжиганія національной розни. Къ этому присоединялось еще одно важное обстоятельство: громадное большинство этихъ секретарей и завѣдывающихъ не обладало даже минимумомъ необходимыхъ познаній для занятія того или иного поста, поражало крайнимъ невѣжествомъ, не всегда удачно замаскированнымъ, излишней развязностью и нарочитой грубостью въ обращеніи. Вполнѣ естественно, что люди, занимавшіе ранѣе не менѣе отвѣтственные мосты, а теперь вынужденные сидѣть за перепиской нелѣпыхъ циркуляровъ полуграмотнаго начальства, стоять передъ нимъ на вытяжку и молча проглатывать грубости, ничего кромѣ презрѣнія къ этому начальству испытывать ие могли. Тѣмъ болѣе, что очень скоро обнаружилось, изъ какихъ отбросовъ еврейскаго народа состояло это новое начальство и откуда оно появилось. По этому вопросу комиссіи удалось также собрать крайне иптересный матеріалъ.

И тѣмъ не менѣе, уже тогда обращало на себя вниманіе нѣкоторое своеобразіе совѣтскаго антисемитизма: онъ касался не всѣхъ евреевъ вообще. Евреи-купцы, ремесленники, врачи, адвокаты, словомъ всѣ, кто считался кореннымъ жителемъ Москвы, и не принималъ никакого виднаго участія в ь совѣтскихъ преступленіяхъ, оставались внѣ рокового круга. Мало того, одинаковость судьбы и перенесенныхъ гоненіи и страданій еще тѣснѣе сблизили эту часть русскаго еврейства съ русскими, и никому не приходило въ голову отождествлять отдѣльныхъ преступниковъ со всѣмъ еврейскимъ народомъ, тѣмъ болѣе, что сами евреи неодобрительно относились къ дѣяніямъ новыхъ пришельцевъ, никому дотолѣ невѣдомыхъ и сразу обратившихъ на себя вниманіе своимъ шумнымъ и вызывающимъ поведеніемъ. Впослѣдствіи къ этимъ элементамъ присоединились и нувориши, или нэпманы, слишкомъ откровенно выставлявшіе напоказъ свое благополучіе.

Введеніе нэпа до извѣстной степени разрядило сгущенную атмосферу. Потребовалось полное преобразованіе всѣхъ безъ исключенія совѣтскихъ учрежденій по образцу буржуазныхъ и волей-неволей прилилось обратиться за помощью къ опытнымъ и интеллигентнымъ спецамъ, которые постепенно и вытѣснили своихъ прежнихъ начальниковъ. Евреи стали массами покидать государственную службу и переходить въ частныя предпріятія, гдѣ и вознагражденіе было значительно лучше, и спеціальныхъ знаній не требовалось.

Борьба за существованіе разомъ утратила прежнюю остроту, а съ нею упала и высоко поднявшаяся было волна аптисемитизма. Но едва только экономическое положеніе совѣтской Россіи начало yхудшаться, а въ городахъ появились толпы безработныхъ, какъ антисемитизмъ снова подвяль голову. Теперь изъ закрытыхъ стѣнъ совѣтскихъ учрежденій онъ перебросился на фабрики и заводы, овладѣлъ улицей и начинаетъ постепенно просачиваться въ деревню, которая до послѣдняго времени не раздѣляла погромныхъ настроеній города. Экономическая причина снова оказала свое дѣйствіе, но на этотъ раз объектомъ антисемитскихъ настроеній является уже все русское еврейство въ цѣломъ, о чемь позаботились уже коммунисты, не стѣснявшіеся въ періодъ наиболѣе ожесточенной борьбы съ троцкизмомь дѣлать прозрачные намеки на еврейское происхожденіе лидеровъ лѣвой оппозиціи.

Теперь совѣтское правительство начинаетъ вести борьбу съ антисемитизмомъ путемь усиленія репрессій къ антисемитамъ. Можно безнаказанно назвать татарина «поганой татарвой», но назвать еврея «жидом» — значитъ подвергнуться суровой расправѣ. Такая борьба наилучшая пропаганда антисемитизма, она вгоняетъ въ темное сознаніе мысль о преобладающем значеніи евреевъ въ совѣтскомъ государствѣ и превращаетъ антисемитизмъ въ одно изъ средствъ борьбы съ сов. властью.

Только враги русскаго еврейства могутъ серьезно обсуждать сейчасъ вопросъ о томъ, — что кому и въ комъ «не нравится». У русскихъ евревъ, выброшенныхъ революціонной волной за предѣлы родины вмѣстѣ со всѣми другими русскими, должна быть одна общая цѣль — непримиримая, безпощадная борьба за освобожденіе Россіи отъ коммунистическаго ига. Всякая попытка продлить агонію неизбѣжно ведетъ къ усиленію антисемитскихъ настроеній, порожденныхъ и питаемыхъ всѣми условіями совѣтской жизни. И русское заграничное еврейство должно это понять.

С. Таврогинъ
Возрожденіе, №1452, 24 мая 1929

Views: 35