Въ «Возрожденіи» уже сообщалось о томъ, что редакторъ виленской польской газеты «Слово» деп. Мацкевичъ побывалъ въ совѣтской Россіи и нынѣ дѣлится своими впечатлѣніями на столбцахъ «Слова». Значительный интересъ представляетъ статья Мацкевича, въ которой онъ отвѣчаетъ на вопросъ, «кто побѣдитъ въ борьбѣ между русско-большевицкимъ централизмомъ и національно-центробѣжными силами».
«Какъ оказалось, — заявляетъ онъ, — вопросъ этотъ въ своей основѣ неправиленъ». «Прежде всего въ Совдепіи нѣтъ русско-большевицкаго централизма, а существуетъ лишь большевицкій централизмъ. Выраженіе «поскребите большевика и вы найдете русскаго шовиниста» не соотвѣтствуетъ дѣйствительности. Борьба ведется не между большевицкимъ централизмомъ и мѣстными централистическими силами, а въ девятидесяти случаяхъ на сто — Москва, вопреки волѣ населенія, навязываетъ провинціямъ мѣстные языки. Движеніе противъ принудительной украинизаціи или бѣлоруссизаціи (въ Кіевѣ, Харьковѣ, Минскѣ и т. д.) значительно сильнѣе, чѣмъ небольшія и слабыя проявленія націоналистическихъ стремленій, которыя нигдѣ не имѣютъ націоналистическаго характера.
До нѣкоторой степени большевики правы, утверждая, что преслѣдуютъ не украинскихъ и бѣлорусскихъ націоналистовъ, но только контръ-революцію. Во всякомъ случаѣ, больше и сильнѣе всего преслѣдуется, притѣсняется и истязается именно русскій патріотизмъ. Проживающіе въ той или иной (чужой) національной республикѣ должны изучать свой родной языкъ, за исключеніемъ русскихъ. Если я живу въ Кіевѣ и являюсь полякомъ или нѣмцемъ, то мой ребенокъ будетъ учиться на родномъ ему языкѣ. Если же я русскій, то на меня производится сильный нажимъ, чтобы я отдалъ ребенка въ украинскую школу.
Всѣ народы, начиная съ татаръ, получили новые алфавиты – латинскіе. Я задалъ вопросъ одному изъ большевиковъ, занимающему отвѣтственный постъ:
— Почему вы ввели латинскій алфавитъ для инородцевъ? Вѣдь человѣкъ изъ азіатскихъ степей или съ далекаго сѣвера, все же, является совѣтскимъ гражданиномъ. Центръ совѣтовъ находит ся въ Москвѣ. Надо полагать, что этотъ гражданинъ будетъ постоянно сталкиваться съ русскимъ языкомъ и такимъ образомъ вмѣсто одного долженъ будетъ знать два алфавита. А это только затруднитъ ему возможность учиться. Почему же вы, выдумывая для другихъ народовъ новые алфавиты, не дали имъ алфавита русскаго?
— Отвѣчу на вашъ вопросъ вопросомъ же, — сказалъ мой собесѣдникъ. — Думаете ли вы, что мы еще долго будемъ употреблять нашъ русскій алфавитъ? Вы должны были бы уже слышать, что у насъ говорятъ о латинизаціи русскаго алфавита, которая безусловно будетъ скоро проведена въ жизнь.
Кіевъ является чисто русскимъ городомъ. Два дня я ходилъ по улицамъ, при слушивался и не слышалъ ни разу украинской рѣчи. Былъ въ двухъ украинскихъ театрахъ. Никому даже и въ голову не приходило обращаться ко мнѣ иначе, какъ по-русски. Однако всѣ учрежденія работаютъ на украинскомъ языкѣ, объясненія въ музеяхъ и церквахъ также по большей части даются по-украински, вывѣски — тоже всѣ украинскія. Въ газетныхъ кіоскахъ всюду русскія газеты и только сбоку нѣсколько украинскихъ. Вывѣска надъ кіоскомъ написана по-украински.
Гораздо чаще украинскаго слышенъ на улицахъ Кіева польскій языкъ. Существуетъ тамъ институтъ польской культуры, что-то въ родѣ польской академіи, польскій педагогическій техникумъ, двѣ огромныя польскія школы, польскій отдѣлъ на медицинскомъ факультетѣ, польская секція на драматическихъ курсахъ. Въ Кіевѣ польскій театръ имѣетъ труппу 70 актеровъ, причемъ само зданіе польскаго театра больше украинскаго.
Противъ принудительной украинизаціи русскаго населенія, проживающаго на Украинѣ, раздаются голоса даже среди самихъ большевиковъ.
Но съ такими выступленіями ведется борьба на всемъ пространствѣ сов. союза, причемъ наибольшую активность проявляютъ большевицкіе руководящіе круги въ борьбѣ отнюдь не съ какими-либо претензіями тѣхъ или другихъ народностей, а съ проявленіями недовольства русскаго населенія, которое на Кубани заставляютъ говорить по-украински, въ Казани по-татарски, въ Минскѣ же, Оршѣ, Могилевѣ, Витебскѣ и Полоцкѣ — по-бѣлорусски.
Передъ отъѣздомъ въ Россію у меня была готовая теорія. Я былъ увѣренъ въ томъ, что такъ-какъ для Пилсудскаго и Славека соціализмъ былъ только молотомъ, только орудіемъ для завоеванія польской независимости, такъ и антибольшевизмъ будетъ нынѣ использованъ сепаратистами для взрыва и расчлененія сов. Россіи. Эту точку зрѣнія нельзя было назвать нелогичной, а между тѣмъ, она оказалась въ высшей степени ошибочной, фальшивой и противорѣчашей дѣйствительности: не антибольшевизмъ является орудіемъ сепаратизма, а сепаратизмъ живетъ за счетъ антибольшевизма. Украинское движеніе, напримѣръ, находитъ себѣ отзвукъ только потому, что по своему характеру является движеніемъ антибольшевицкимъ. Болѣе серьезное антибольшевицкое движеніе общероссійскаго масштаба (централистическое) встрѣтитъ, надо думать, симпатіи, въ сто разъ большія, чѣмъ нынѣшнее движеніе, именно въ Кіевѣ, Харьковѣ, Одессѣ и Минскѣ.
Мацкевичъ заканчиваетъ свой очеркъ словами:
Патріотизмъ — вотъ идея, которая противопоставляетъ себя большевизму. И это не только идея, но и сила. Большевики болѣе всего должны опасаться патріотизма русскаго народа, такъ какъ народъ этотъ не только самый многочисленный, но и самый способный, самый талантливый и самый могущественный…
W.
Возрожденіе, № 2195, 6 іюня 1931.
Views: 28